Врубель как художник - мистик

Врубель как художник - мистик

Вместе с тем русскими душами овладели предчувствия надвигающихся катастроф. Поэты видели не только грядущие зори, но что-то страшное, надвигающееся на Россию и мир... Религиозные философы проникались апокалиптическими настроениями.

Пророчества о близящемся конце мира, может быть, реально означали не приближение конца мира, а приближение конца старой, императорской России. Наш культурный ренессанс произошел в предреволюционную эпоху, в атмосфере надвигающейся огромной войны и огромной революции.

Ничего устойчивого более не было.

Исторические тела расплавились. Не только Россия, но и весь мир переходил в жидкое состояние... В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму.

Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни. > Появление художника Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, - 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию.

Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире, к мучительным поискам выхода во внутренней, духовной жизни человека. Это придаёт творчеству Врубеля, как и творчеству ряда других русских художников конца 19 - начала 20 вв., субъективные, индивидуалистические, а порой и мистически-болезненные черты, что вызывало ожесточённую полемику по поводу его произведений в различных кругах русского общества.

Врубель обращался к романтике средневековья и Возрождения, к античной мифологии и русской сказке; в его произведениях нередки элементы загадочности, таинственности, характерные и для поэзии раннего русского символизма. Его творчество является мостом между искусством прошлого и настоящего, между старыми и новыми традициями. И это не только в соответствии с хронологией, но указывает и на переходный характер его таланта.

Врубель истинный сын века противоречий и разочарований, века крушения старых идеалов и зарождения первых ростков нового гуманизма.

Окончив в 1874 году Одесскую классическую гимназию, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Он всерьёз увлекался философией Канта, влюблялся в оперных актрис, спорил об искусстве, всегда оставаясь при этом сторонником так называемого «чистого искусства», и много рисовал.

Зачитывался Тургеневым, Гоголем, Гёте, Лермонтовым, изучаел языки. Затем с 1880 по 1884 обучался в Петербургской Академии Художеств у П.П.Чистякова. В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции 'Надгробный плач' - все акварель, графитный карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину 'Девочка на фоне персидского ковра' (1886, там же). Символика Врубеля Врубель обращается к искусству как к средству самопознания и самовыражения. В композиции 'Гамлет и Офелия' (акварель 1883 года в Киевском музее русского искусства; картина 1884 в ГРМ) впервые в творчестве Врубеля возникает характерное для художника соотнесение себя и своего поколения с вечными образами мировой литературы.

Золотисто-коричневые и черные тона придают картине ощющение тяжести, настороженности атмосферы. Он использует их в живописи как некие архетипы, образы-символы, образы-мифы в отрыве от тех произведений, в которых они возникли; использует как понятия, отточенные в процессе длительного бытования в духовной жизни человечества. В их оценку каждое поколение вносит свои акценты, отражающие индивидуальные особенности истолкователя и его времени. > О принципиальной важности этой темы для Врубеля говорит возвращение к ней через несколько лет. 'Гамлет и Офелия' (1888, ГТГ) киевского периода.

Художник отказывается здесь от явно выраженных портретно-психологических (хотя Гамлета вновь пишет с себя), исторических и бытовых примет и прибегает к сумраку лунной ночи как средству поэтизации.

Фигуры влюбленных дематериализуются и превращаются в бесплотные тени.

Богатством градаций синего цвета Врубель добивается удивительного эффекта.

Таинственно вспыхивают ломкие складки платья Офелии, излучают холодный свет цветы в ее руках, струится воздух в ветвях дерева. О Врубеле как о сложившемся художнике говорят с начала его жизни и работы в Киеве, там было заложено начало и обозначено направление на всю его жизнь. В Киев он вернется через много лет, уже будучи больным. В Киеве случилась его первая любовь, долгие годы мучившая его, там он напишет своего первого «Демона». Его называли великим исследователем и аналитиком предметной формы, творцом искусства, близкого по природе к ночным сновидениям. Едва ли не любая его композиция и даже портрет выражение 'громадного личного мира художника', по словам Александра Блока. Тем не менее, эти работы полнее раскрывают сущность 'рубежа веков' - эпохи, овеянной сознанием кризиса, пронизанной предчувствиями конца света, чем произведения любого бытописателя. 'Кто такой писатель? Тот, чья жизнь символ. Я свято верю в то, что мне достаточно рассказать о себе, чтобы заговорила эпоха, заговорило человечество', полагал другой выразитель духа времени, Томас Манн. Его высказывание смело можно отнести и к Врубелю. В представлении эпохи символизма Врубель становится олицетворением поэта-пророка, тайновидца, а жизнь его воплощенным символом, ознаменованием, живым подобием легенды о Фаусте. В XX веке она приобретает особенную актуальность, содержанием ее стал вопрос о возможностях и последствиях сделки художника со злом ('Доктор Фаустус' Томаса Манна). Факт создания легенды о Врубеле означает, прежде всего, насущную потребность эпохи в освобождении от позитивизма с его плоской правдой, прозой, приземленной пользой, рационализмом. На почве мятежа против позитивизма выросло и неоромантическое по сути искусство Врубеля.

Символистская эпоха акцентировала в жизни Врубеля 'печать безумия и рока' (Блок) одержимость образом Демона. Он неотступно преследует мастера, манит неуловимостью облика, заставляет возвращаться к себе вновь и вновь, избирать все новые материалы и техники для своего воплощения. Как водится, в награду художник получает неограниченные творческие возможности. Но расплата неизбежна его постигает страшная болезнь, смерть ребенка, безумие, слепота.

Правдоподобию легенды в немалой степени способствовал бред вины и раскаяния, мучившие больного Врубеля в последние годы.

Первые демоны В XIY веке итальянский художник Лука Спинелло пишет икону и на ней среди святых изображает маленького перепуганного уродца. Это Дьявол. А уже вечером в тот же день художнику видится красивый Ангел, который обвиняет Спинелло во лжи и грозит местью, а вскоре Лука Спинелло умирает. В XIX веке молодой Николай Гоголь пишет 'Вечера на хуторе близ Диканьки'. В своей сборке от помещает демонические существа - чертей, ведьм и других страшных уродов потустороннего мира. А после этой книги Гоголя всю жизнь преследует мистика. Он умрет от нервного истощения в 43 года и еще долго потом люди будут бояться ходить на его могилу. Они будут верить: нечистая сила преследует писателя и после смерти. Даже в наше время художники и актеры верят, что играть дьявола нельзя.

Воланд в 'Мастере и Маргарите', Мефистофель - эти роли имеют страшную репутацию. Демон любимый герой романтического искусства и символизма. Эпоха 'конца века' видела в нем символ бунтарского разрыва со старыми канонами, выражение безоговорочной свободы, гордое одиночество отщепенца и изгоя, бросившего вызов отжившему. В нем было выражение озаренности новым знанием, которое поэт и теоретик символизма Вячеслав Иванов определял так: 'Внезапно раскрывшееся художнику познание, что не тесен, плосок и скуден, не вымерен и исчислен мир, что много в нем, о чем вчерашним мудрецам и не снилось, что есть ходы и прорывы в его тайну из лабиринта души человеческой, только бы первым глашатаям казалось, будто все этим сказано! научился человек дерзать и 'быть как солнце', забыв внушенное ему различие между дозволенным и недозволенным, что мир волшебен и человек свободен'. Картина написана в первый год пребывания Врубеля в Москве, в доме С.И. Мамонтова, где была студия, которую хозяин уступил Врубелю для работы. Но мысль изобразить демона или, как выражался Врубель, «нечто демоническое», возникла еще в Киеве.

Показывая осенью 1886 года первые наброски отцу, Врубель говорил, что Демон дух «не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый». Врубель был не понят современниками и остро чувствовал свою исключительность и одиночество в искусстве и жизни. Таким образом, тема Демона являлась для него глубоко личной и автобиографической.

Вместе с тем она была навеяна впечатлениями оперы Антона Рубинштейна 'Демон' и одноименной поэмой Михаила Лермонтова. Эпоха символизма вновь обратилась к романтической поэзии этого автора, ценя в ней, по выражению Блока, 'бессменную тревогу духа'. Врубель пытался как можно более полно объять демоническую тему, воплощая ее в скульптуре, графике, живописи. В картине художник отказывается от конкретных реалий места и времени.

Фигура юного титана с мощным торсом и печальным темным лицом помещена в подобие фантастического изменчивого пейзажа.

Символизм любит превращения: они разрушают вещи, но обнажают жизнь, движение, процесс творчества. 'Творимая жизнь' одна из целей романтизма. Итак, величавая фигура Демона возникает среди вспышек и мерцаний света, словно бы в брожении и бурлении остывающей магмы, как плоть от плоти этой одухотворенной и полной жизни стихии. В выражении лица Демона тоскливый вопрос, в жесте заломленных рук сила и бессилие, его фигура самим построением композиции уподоблена сжатой пружине, обладающей огромной потенциальной силой, не находящей выхода. > Врубель создает подлинно фантастический мир, странный, зыбкий, подверженный таинственным метаморфозам.

Источник Врубелевской сказочности - музыка, музыкальный театр.

Врубель получил хорошее музыкальное образование в семье его мачеха была отличной пианисткой.

Любовь к музыке владеет им с детства, а в юности принимает характер страсти.

Всякое посещение оперы становится глубоким переживанием. После встречи с Надеждой Ивановной Забелой, в 1896 году ставшей его женой, музыкальный театр становится доминантой творчества художника.

Забела была певицей Русской частной оперы СИ. Мамонтова.

Врубель услышал ее на репетиции и был пленен на всю жизнь. Свою удивительную фантазию Врубель направляет в новый вид творчества. Он проектирует для жены сценические костюмы. Эти костюмы были настолько необычными, что критики писали о них больше, чем про сами выступления его жены Надежды Забелы. Она вдохновила его на создание многих сказочных и портретных образов в живописи, графике, майолике.

Врубель влюбился не столько в лицо, облик, сколько в образ, голос, в мечту, создание своего воображения.

Последовал счастливый период в жизни художника. Но продлился недолго, у Врубелей родился сын с врожденным уродствомзаячьей губой. В этом Художник видит злой рок и вновь обращается к образу Демона. Не окончив монументального полотна 'Демон летящий (1900, ГРМ), в 1901 году он начинает работать над эскизами к картине 'Демон поверженный' (1902, ГТГ). Мотив обреченности сливается в ней с идеей царственного великолепия, пряной экзотической красоты. В Начале работы над картиной «Демон поверженный» маленький их сын скоропостижно умирает и Врубель с одержимостью окунается в работу, как бы пытается отомстить демону, сокрушить его, единственным своим оружием.

Сохранившиеся эскизы говорят об отсутствии у Врубеля устоявшейся концепции образа.

Иногда, например, художник уверял, что Демон уже не повержен, а летит.

Свойственное искусству Врубеля отталкивание от всего мелкого, серединного, пошлого здесь обретает заостренную и болезненную форму. Узкий, вытянутый в длину формат холста, подчеркивает трагическую распластанность легкого голубоватого тела; которое кажется еще более эфемерным по контрасту с размахом огромных крыльев, охватывающих дальние склоны гор, меркнущие в сумеречном свете. Все в этом существе дышит вызовом, бунтом и тусклое сверкание полных страдания и ненависти глаз, и жест заломленных рук, и хаос разметавшихся пестрых крыльев. Бунт выражен и средствами композиции, построенной пересечением диагоналей.

Вызывающая дерзкая красота, по воспоминаниям современников, была и в цвете картины, сверкавшей золотом, серебром, киноварью, впрочем, в процессе работы его фееричность все более усиливалась. Для картины была приготовлена по заказу Врубеля специальная рама из золотистого бархата с лепными серебряными краями. Она должна была завершить превращение картины в драгоценное произведение декоративного искусства.

Бунтарский, богоборческий вызов должно было вскрыть название Ikone икона. 'Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением.

Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма', писал Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал 'Демона поверженного', уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Современники вспоминают, что ежедневно лицо Демона становилось еще более страшным.

Посетители с ужасом и отвращением выходили из зала, где висела картина. В конце-концов организаторы выставки силой удаляют Врубеля из зала.

Болезнь После этого родные должны были вынуждены завезти художника в психиатрическую больницу. Врачи поставили ему страшный диагноз: спинная сухотка. Это болезнь, которая постепенно отнимает у человека разум, а после долгих лет помешательства несчастный больной на сухотку слепнет. Но что стало причиной страшной болезни? Могло ли это быть проклятием Демона или была какая-то другая, независимая от его творчества причина? Врачи того времени не могли ответить на этот вопрос.

Современные медики легко различают симптомы этой болезни.

Остались записи врачей, которые лечили Врубеля. В них они описывают вторую фазу болезни именно так, как это описывает современная медицина. Но позже эти симптомы исчезают, болезнь снова изменяет свои проявления. Во времена Врубеля эта болезнь становилась страшным наказанием на всю жизнь - сифилис головного мозга.

Невероятно, но Врубель заболел ей еще в Киеве.

Случай Врубеля врачи считают уникальным. Чудо, но художник столько сопротивлялся болезни. Он сознательно боролся со своим Демоном.

Сознание беспомощности и трагический стоицизм перед властью рока нарастает в автопортретах начала 1900-х годов. Как антитеза этому, в искусстве Врубеля оживает горделивое представление о человеке-творце, его избранности и трагическом величии, оно раскрывается в теме пророка, к которой, начиная с киевского периода, художник неоднократно обращается.

Некоторые изображения головы пророка имеют автопортретные черты. Для картины 'Пророк' (1898, ГТГ) Врубель использует сюжет одноименного стихотворения Пушкина: явление смертному шестикрылого Серафима.

Главной становится зловещая и прекрасная фигура Серафима, сверкающая холодными красками.

Пророк отступает на второй план, превращаясь в субстанцию, подобную пламени. В контрастах холода и жара, носителями которых являются Серафим и пророк, - суть его творческого дара - великолепие и мучительность. По-иному решается конфликт добра и зла в иллюстрациях Врубеля к «Моцарту и Сальери» А.С.Пушкина (1884). Моцарт сосредоточен и задумчив.

Сальери движет страх и ненависть. Он в сумерках, в тени, а около Моцарта горит свеча. В этом борении света и тьмы, контрасте лиц и движений Врубель раскрывает драматизм ситуации Печатью фатума отмечены не только персонажи, сюжеты и темы Врубелевских произведений. На протяжении всего жизненного пути Врубеля сопровождают странные, фатальные совпадения. В 1902 году, уже в начале болезни, приехав в Киев и посетив Кирилловскую церковь, Врубель заметил: «Вот, в сущности, то, к чему я должен был бы вернуться», имея в виду монументальный стиль своих росписей. Но дело в том, что Кирилловская церковь уже тогда, когда Врубель в 1885 году выполнял свою роспись, находилась на территории лечебницы для душевнобольных. Еще один интригующий момент биографии Врубеля: уже в процессе болезни, после того как он попал в лечебницу, у него были моменты просветления, когда он мог работать. И вот тогда-то были созданы его последние шедевры, в частности графические, к которым относятся зарисовки с натуры сцен в интерьерах лечебницы и за окном: «Обдумывает ход (игра в шахматы)», «Кровать». Из цикла «Бессонница», «Дерево у забора». Одним из последних произведений Врубеля является портрет В. Брюсова.

Больничные рисунки не копируют мир, несмотря на удивительную убедительность передачи натуры в деталях.

Пропущенная через 'душевную призму', реальность приобретает хрупкое изящество, становится носительницей Врубелевской тревоги, страха, тоски и, вместе с тем, его проникновенной любви к чувственному миру, к природе. В многочисленных вариантах рисунков и пастелей 'Раковина', 'Жемчужина' Врубель продолжает поиски небуднично-прекрасного, странного и таинственного. В переливах перламутра ему видится целый мир, населенный сказочными существами. Но в эти годы художнику открывается и другой аспект прекрасного - как будничного, повседневного. После долгого перерыва Врубель вновь обращается к этюдам с натуры. Он рисует все, что его окружает: лица врачей, санитаров, больных, сценки больничного быта, собственную постель, подсвечник и графин, дворик за окном, дерево у забора. Уже после смерти художника врач, который лечил Врубеля, записал в своем дневнике: 'Врубель умер тяжело больным человеком. Но, как художник, он был здоровым.

Глубоко здоровым'. Как такое может быть ? Современные психологи утверждают, что своими рисунками Врубель лечился, так он сдерживал болезнь.

Интуитивно изобрел то, что через 30 лет после его смерти назовут арттерапией, то есть лечение искусством. Такое лечение не может победить болезнь, но может значительно затормозить ее течение и развитие. А некоторым больным и на самом деле становится лучше настолько, что они возвращаются из больницы домой практически здоровыми. Во времена Врубеля арттерапии еще не существовало.

Заключение Врубель обращался к общечеловеческим культурно - историческим образам: эпосу, мифу, сказке, мировой поэзии, как материалу для творчества. В творчестве художника слились традиции большого искусства: великое наследие русского национального эпоса, поэзии, музыки и театра.

Романтизм в его художественно - символическом выражении возник в России в пору расцвета освободительных идей и развивался во время назревающей революции.

Эстетика символизма и неоромантика в творчестве художников, поэтов была освещена высокими гуманистическими идеалами истины, добра и красоты. Не случайно в жизни Врубеля музыка и театр занимали много места.

Символисты называли музыку высшим искусством.

Символизм Врубеля был обусловлен его мироощущением и пониманием в целом, стремлением проникнуть в скрытые недра реальности.

Врубель реализм сочетал с символизмом.

Врубель как основоположник неореализма и символизма в живописи был причастен к тому, что получило название русского модерна. В искусстве Врубеля модерн не определяет высших ценностей ни содержания, ни формы его образов, он несравненно выше и обще человечнее. Он всё выражал в символе: композицию, цвет. У Врубеля не было прямых последователей.

Символизм в России развивался самостоятельно. Место художника в русском искусстве определяется не только выражением идей символизма и модерна. На основе вечных, непреходящих образов русского и мирового искусства Врубель творит свой миф, величественный и трагический.

Художник возвеличивает тайны человеческого духа.

Духовная жизнь выступает в его произведениях как высшая ценность.

Использование Врубелем стереотипных образов модерна не превращает его произведения в продукт массовой культуры.

Великое мастерство, трагизм и величие духа, и великий декоративный дар делают Врубеля художником на все времена.

Список литературы 1) Алленов М. « Михаил Врубель», Москва.