Военные реформы СССР и РоссииОтслеживая историю развития вооруженных сил нашей страны, можно увидеть, как была сформирована современная российская армия и что она представляет собой на сегодняшний день. Российское государство всегда уделяло огромное внимание развитию своего военного потенциала, что, надо сказать, было не удивительным в условиях практически постоянного участия в военных конфликтах. В настоящее время бурно развивающиеся общественные отношения требуют создания качественно новой армии, способной противостоять как внешней угрозе, так и локальным внутренним конфликтам. Нельзя забывать и о том, что характер угроз сегодня также трансформируется и требует оперативного реагирования со стороны уполномоченных органов государства. Остается очень важным вопрос оптимизации процессов управления Вооруженными Силами Российской Федерации. Сокращение численности Вооруженных Сил Российской Федерации, изменение военно-политической обстановки в мире, нормативное закрепление военно-административного деления являются лишь некоторыми факторами, обусловливающими необходимость совершенствования этих процессов управления. Целью данной работы является исследование процессов модернизации различного рода войск России и эволюции законодательства о вооруженных силах РФ, а также анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и формулирование на их основе собственной позиции. Представляется, что основной угрозой общественной безопасности сегодня является распространение международного терроризма. Наша страна находится в процессе комплексного реформирования всех правоохранительных структур: антитеррористических органов (так, например, в 2006 г. был принят новый закон «О противодействии терроризму», создан Антитеррористический комитет), органов прокуратуры (с 2008 г. действует Следственный комитет при прокуратуре РФ, в дальнейшем планируется создать общий Следственный комитет, куда будут включены следователи милиции, прокуратуры, милиции). Таким образом, реформирование вооруженных сил вписывается в общероссийскую тенденцию совершенствования системы правоохранительных органов и отвечает потребностям общества и государства на современном этапе. Военные реформы Советского Союза 1918-1961 гг. Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1918 – 1932 гг. В годы I Мировой войны 1914 – 1918 гг. впервые появилась возможность дезорганизации тыла, когда в ходе военных действий нашла применение боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника. Это обстоятельство вызвало необходимость организации защиты крупных городов от ударов с воздуха. Наряду с активными мерами противовоздушной обороны, осуществляемой войсками, к участию в мероприятиях, призванных обеспечить защиту населения и промышленных предприятий от нападения с воздуха и быструю ликвидацию последствий авиационных налетов, стало привлекаться население. Это привело к созданию систем местной противовоздушной обороны (МПВО), опирающихся на мирное население городов. Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов. Фундамент гражданской обороны в Советском Союзе (ранее МПВО) начал закладываться в первые же годы установления Советской власти. Советское правительство, опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, начиная с 1925 г. выпустило ряд постановлений, ориентированных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны. Постановление 'О мерах противовоздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе', изданное в 1925 г. СНК СССР, предписывало в пределах этой зоны, обусловленной радиусом действий боевой авиации того времени, в ходе Нового строительства осуществлять соответствующие инженерно-технические мероприятия по защите населения и объектов народного хозяйства. Совет Труда и Обороны СССР (СТО СССР) в 1926 году издал постановление, которое обязывало проводить мероприятия по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны. В частности, при железнодорожных станциях должны были строиться убежища и создаваться специальные формирования противовоздушной и противохимической защиты. Согласно постановлению 'Об организации воздушно-химической обороны территории Союза ССР', изданному в 1927 г. Советом Труда и Обороны СССР, территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году СТО СССР обязал Наркомат по военным и морским делам создать специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске. В 1928 г. Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военному, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям. В связи с такой постановкой вопроса возникла необходимость организовать обучение населения защите от воздушного и химического нападения. Выполнением этой задачи занимались, главным образом, Осоавиахим и Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (СОКК и КП). Они охватили обучением сотни тысяч активистов местной противовоздушной обороны. К 1932 г. массовая подготовка населения к противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Порядка 3,5 миллионов человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения. К 1932 г. были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства. Таким образом, можно сказать, что реформы данного периода были направлены исключительно на противодействие нападениям с использованием средств авиации и химической промышленности. Как мы видим, огромное значение придавалось работе с населением Советского Союза, а также строительству защитных сооружений. Именно на этом этапе, по нашему мнению, были заложены предпосылки создания системы общероссийской гражданской обороны, которые получили развитие в ходе дальнейших реформ. Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1932 – 1941 гг. Совет Народных Комиссаров 4 октября 1932 г. одобрил новое 'Положение о противовоздушной обороне Союза ССР', согласно которому местная противовоздушная оборона была выделена в самостоятельную составную часть всей системы противовоздушной обороны Советского государства. С этой даты принято отсчитывать начало существования общесоюзной МПВО, преемницей которой стала Гражданская оборона СССР. К этому времени сложились основные задачи МПВО: - предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы; - осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки); - ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ; - подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения; - организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха; - оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным; поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах. Выполнять все эти задачи предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны. Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме. Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам (с 1934 г. — Наркомат обороны СССР), а в границах военных округов — их командованием. Организационная структура МПВО обусловливалась ее задачами. Воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО организовывались для решения задач МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях — объектовые команды, при домоуправлениях — группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из такого расчета: 15 человек от 100 – 300 рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях, и от 200 – 500 человек — при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции. На специальных курсах МПВО осуществлялась подготовка кадров, а обучение населения — через учебную сеть общественных оборонных организаций. Подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах с 1935 г. В частности, были установлены нормативы сдачи на значок 'Готов к ПВХО' (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО. Постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 августа 1935 г. подготовка населения к сдаче нормативов на значок 'Готов к ПВХО' и организация формирований МПВО были объявлены задачами Осоавиахима . Были введены нормативы комплекса 'Готов к санитарной обороне' (ГСО) — для взрослых и 'Будь готов к санитарной обороне' (БГСО) — для школьников. Все это было сделано с целью совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков. Внедрение этих нормативов возлагалось на комитеты Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца. Постановление СНК СССР от 20 июня 1937 г. 'О местной (гражданской) противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда, Баку и Киева' стало важной вехой на пути укрепления МПВО. Оно наметило ряд новых мер по усилению местной противовоздушной обороны в этих городах, в частности, непосредственное руководство МПВО в этих городах было возложено на местные органы власти — Советы депутатов трудящихся, а в состав исполкомов городских Советов этих городов были введены должности заместителей председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся по МПВО. Создание и подготовка различных служб МПВО, таких как оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки, были завершены незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Службы создавались на базе соответствующих предприятий и организаций городских органов власти. В их работе участвовал широкий круг специалистов, которые располагали значительными материальными и техническими ресурсами. К этому же времени все городские предприятия в угрожаемой зоне являлись объектами местной противовоздушной обороны, на особо важных объектах были введены штатные должности заместителей директоров предприятий по МПВО. К началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха, для жителей городов было накоплено большое количество противогазов. В связи с местным характером деятельности органов и сил МПВО и необходимостью сосредоточить усилия Наркомата обороны СССР на подготовке Вооруженных Сил к войне, которая приближалась к границам СССР, постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 г. руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Из вышесказанного можно сделать вывод, что в рассматриваемый период государство приложило существенные усилия для организации обороны на местах, защиты особо важных объектов и продолжения обучения населения. Благодаря предпринятым мерам к моменту начала Великой отечественной войны граждане владели основными способами защиты от авиационных и химических атак. Примечателен и тот факт, что в целях обучения мирного населения военное командование использовало психологические приемы – а именно, введение разного рода знаков отличия и почетных званий, что, безусловно, повлияло на усиление мотивации обучаемых. Следствием реформ стала всеобщая военизация страны – структурные подразделения МПВО создавались даже на промышленных предприятиях, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. Выводы и обобщения – как изменила реформа данную структуру войск? Реформы местной противовоздушной обороны (МПВО) 1941 – 1945 гг. 22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые дни войны доказательно явили высокую готовность системы МПВО и одновременно вскрыли некоторые недостатки, которые в дальнейшем были быстро устранены. Важную роль в мобилизации МПВО на успешное выполнение задач, возникших в связи с нападением фашистской Германии на Советский Союз, сыграло постановление СНК СССР от 2 июля 1941 г. 'О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной обороне'. Согласно этому постановлению все советские граждане от 16 до 60 лет должны были овладеть необходимыми знаниями по МПВО. Кроме того, мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет обязаны были состоять в группах самозащиты. Выполняя требования партии и правительства, Министерство внутренних дел СССР 3 июля 1941 г. утвердило 'Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий'. Важную роль в активизации МПВО сыграла речь И. В. Сталина от 3 июля 1941 г., в которой он указывал на необходимость немедленно 'наладить местную противовоздушную оборону'. МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло. Таким образом, реформирование вооруженных сил в предыдущие годы позволило Советской армии сохранить потенциал в начале войны и в последующем успешно адаптировать свои резервы в условиях военных действий. Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. возгораний и пожаров. Эти результаты подтвердили своевременность и правильное направление проведенных преобразований. Словом, при взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города. Реформы Местной противовоздушной обороны (МПВО) 1945 – 1961 гг. В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться. Было введено в действие новое положение о местной противовоздушной обороне, в котором нашел отражение весь положительный опыт предшествовавшей деятельности МПВО. Были уточнены задачи и организационная структура МПВО. Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения; создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха; и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него. Начальником МПВО оставался Министр внутренних дел СССР. Начальниками МПВО в союзных и автономных республиках являлись министры внутренних дел, но общее руководство проведением мероприятий МПВО было возложено на советы министров союзных и автономных республик, а в областях, краях, городах и районах, в министерствах и Ведомствах — на исполкомы Советов депутатов трудящихся, министерства и ведомства. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО — отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты. Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства. Таким образом, организация МПВО совершенствовалась по мере развития вооружений и отвечала требованиям времени, обеспечивая защиту страны на данном этапе. Военные реформы СССР в годы перестройки Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание «холодной войны». Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М.Горбачевым в годы «перестройки»: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и «антиимпериалистическим» странам (так называемое «новое мышление» — 1987 г.); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г., в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г.); прекращение контроля над восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989—1990 гг.); непротиводействие объединению Германии (октябрь 1990 г.); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1, июль 1991 г.); односторонний роспуск ОВД — Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ — Совета экономической взаимопомощи (весна-лето 1991 г.), означавший потерю военно-политических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г.), — свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Если в предыдущие десятилетия мы могли наблюдать стремительное наращивание военного потенциала, аккумулирование огромных сил и средств для развития системы вооружений и противодействия внешним нападениям, то в рассматриваемый период практически все достигнутые в этом направлении результаты были нивелированы. Мы полагаем, что данные мероприятия в целом вписывались в тенденцию общемирового разоружения и мирного урегулирования конфликтов. Конец 20 века ознаменован осознанием того факта, что военные конфликты не являются панацеей от разрешения межгосударственных противоречий. Данный период характеризуется иным расставлением приоритетов, а именно: все большим осознанием наивысшей ценности прав человека. Мы уверены, что Советский Союз своими действиями внес значительный вклад в развитие данной концепции. Анализируя процесс реформирования вооруженных сил в 20 веке в целом, нужно отметить, что они были вызваны объективными потребностями страны в тот период: с 1918 года по 1941 год шла подготовка армии к войне против фашисткой Германии. Этот переход был труден для личного состава ВС и для военного руководства, но его было необходимо преодолеть. В реформах 1941-1945 годов мы наблюдаем искоренение почти всех допущенных ошибок в годы довоенного реформирования. Благодаря этим реформам (реформам 1941-1945 годов) СССР смог привлечь на свою защиту несколько миллионов подростков и стариков, которые оказывали неоценимую помощь в защите СССР и всего мира. Реформы перестройки позволили нам преодолеть долгий кризис в отношениях с США и избежать ядерной войны. Современные войска России Полагаем, что процесс реформирования вооруженных сил на данном этапе развития страны заслуживает особо внимательного рассмотрения, в связи с чем мы постараемся как можно подробнее раскрыть их состав, структуру и возможные варианты развития. Как отмечают специалисты, реформа армии необходима для сохранения военного потенциала российского государства. В условиях стремительно меняющегося мира существующий порядок комплектования армии, ее управленческого аппарата не может обеспечить должную защиту населения в условиях военных конфликтов. Основной угрозой для мирового сообщества стал международный терроризмявление, бурно развивающееся и труднообъяснимое. Примечателен тот факт, что от нападений террористов не застрахованы и государства с мощнейшим экономическим потенциалом и современной армией (наглядный пример – события 11 сентября 2002 г.). Основные виды войск, их характеристика и состав. Сухопутные войска предназначены для отражения ударов агрессора на континентальных театрах военных действий, удержания занимаемых территорий, районов, рубежей, разгрома группировок войск и овладения территорией противника. В состав Сухопутных войск входят: 1)роды войск – мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска ПВО; 2)специальные войска (соединения и части разведывательные, связи, радиоэлектронной борьбы, инженерные, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла) 3)воинские части и учреждения тыла Сухопутные войска структурно входят в состав военных округов и состоят из армий, армейских корпусов, мотострелковых(танковых), артиллерийских и пулемётноартиллерийских дивизий, укрепрайонов , бригад, отдельных воинских частей, военных учреждений, предприятий и организаций. Военно-воздушные силы предназначены для защиты административных и экономических центров и районов страны, группировок войск и важных объектов от ударов противника, для обеспечения боевых действий Сухопутных войск и Военно-морского флота. Им принадлежит решающая роль в завоевании господства в воздухе (воздушно-космическом пространстве). Вывод. Военно-воздушные силы включают в себя: 1)органы военного управления; 2)рода войск ПВО (зенитные, ракетные, радиотехнические войска); 3)рода авиации (бомбардировочная, штурмовая, истребительная, разведывательная, транспортная, специального назначения); 4)специальные войска(части и подразделения РЭБ, РХБ защиты, связи и радиотехнического обеспечения, инженерно-аэродромные, метеорологические и другие); 5)воинские части и учреждения тыла; 6)другие воинские части, учреждения, предприятия и организации. Цели и задачи. Вывод. Военно-морской флот предназначен для обеспечения защиты интересов Российской Федерации и ее союзников в Мировом океане военными методами, поддержания военно - политической стабильности в прилегающих к России морях, обеспечения Военной безопасности с морских и океанских направлений. В составе ВМФ России четыре флота и Каспийская флотилия. Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие , десантные и многоцелевые надводные корабли, морская ракетоносная и противолодочная авиация. Основу Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии составляют многоцелевые надводные корабли, миннотральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Особое географическое положение отдельных регионов Российской Федерации предполагает наличие в составе флотов группировок береговых войск, сил и средств ПВО, предназначенных для обороны этих территорий. Вывод. Роль и значение на современном этапе. Ракетные войска стратегического назначения предназначены для ядерного сдерживания и поражения стратегических объектов, составляющих основу военного и военно - экономического потенциала противника. РВСН сохранили свои боевые возможности и способность своевременно выполнять поставленные перед ними задачи. Организационно РВСН состоят из ракетных армий и дивизий, полигона, военно - учебных заведений, предприятий и учреждений. Общее руководство Ракетными войсками стратегического назначения осуществляет командующий РВСН через штаб РВСН, управления и службы. Основой вооружения РВСН являются стационарные и мобильные (грунтовые и железнодорожные) ракетные комплексы. Воздушно-десантные войска – высокомобильный самостоятельный род войск, предназначенный для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу. Являясь резервом Верховного главнокомандующего, ВДВ способны самостоятельно или в составе группировок Сухопутных войск решать оперативные и тактические боевые задачи как в крупномасштабной войне, так и в локальных конфликтах. ВДВвысокомобильный род войск, на 95% состоящий из частей постоянной готовности. Воздушно-десантные войска или их отдельные части могут применяться в качестве парашютных десантов в тыл противника. В состав Воздушнодесантных войск входят четыре дивизии, 242-й учебный центр, Рязанский институт ВДВ, 31 ОВДБр , а также части обеспечения и обслуживания. Вывод. Космические войска – принципиально новый род войск, который предназначен для: 1)вскрытия начала ракетного нападения на Российскую Федерацию и её союзников; 2)борьбы с баллистическими ракетами противника; 3)поддержания в установленном составе орбитальных группировок космических аппаратов военного и двойного назначения и обеспечения применения космических аппаратов по целевому назначению; 4)контроля космического пространства; 5)обеспечения выполнения Федеральной космической программы России, программ международного сотрудничества и коммерческих космических программ. В состав Космических войск входят соединения и воинские части систем предупреждения о ракетном нападении, противоракетной обороны и контроля космического пространства; Государственные испытательные космодромы «Байконур», « Плесецк » и «Свободный»; Главный испытательный центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова; военно-учебные заведения. Вывод. Постсоветские реформы российских войск Отношения с так называемым «дальним зарубежьем», то есть странами, не входившими прежде в состав СССР, по инерции от советских времен считались приоритетными для российской внешней политики. Но это не соответствует кардинальному изменению геополитической ситуации, в которой оказалась Россия после распада Советского Союза, и потому возникает необходимость более сбалансированной по направлениям внешней политики. Суть российской внешней политики в отношении стран «дальнего зарубежья» на протяжении 90-х годов может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов. Первой реформой, официально закончившей «холодную войну» стала подписанная февраля 1992 года декларация Россия и США о прекращении «холодной войны». Отношения с «дальним зарубежьем» развивались по двум основным направлениям: в военно-политической и экономической сфере. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. В ответ она получила международную поддержку, важную для становления России как самостоятельного государства. Россия стремилась утвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене — и ей было предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Россия заняла место СССР во всех международных организациях. Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия), советское ядерное оружие оставалось на территории еще трех государств — Украины, Белоруссии и Казахстана). В США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемерно поддержали Россию. В Беловежском соглашении лидеров трех славянских республик — России, Украины и Белоруссии — а затем на Алма-атинской встрече руководителей постсоветских государств 21 декабря 1991 г. было предусмотрено, что ядерные силы (и РВСН — ракетные войска стратегического назначения, и тактическое ядерное оружие) не будут разделяться и будут находиться под контролем и охраной командования Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Управление ядерным оружием предоставлялось Президенту России и Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ — и 25 декабря М. Горбачев передал Главнокомандующему Е. Шапошникову так называемую «ядерную кнопку». Правом принимать решение о применении ядерного оружия наделялся Президент Российской Федерации — по согласованию с главами других государств, на территории которых это оружие располагалось, и после консультаций со всеми остальными государствами Содружества. Предусматривалось, что все ядерное оружие будет перебазировано на территорию России и здесь будет происходить демонтаж той его части, которая подлежала сокращению по ОСНВ-1. Белоруссия и Казахстан сразу заявили о своем статусе неядерных держав, но Украина не спешила передавать России ядерные боеголовки. Украина не подписала соответствующие многосторонние и двусторонние соглашения, а в июле 1993 г. объявила своей собственностью 2 тыс. ядерных боеголовок, расположенных на ее территории (около 20% стратегического арсенала бывшего СССР). Проявляя дружественную инициативу, президент Б. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России отныне не будут нацелены на территорию США. В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно проработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США. Свидетельством отказа России от экспансии и военного противостояния с другими странами стала ее новая военная доктрина, утвержденная указом Президента 2 ноября 1993 г. «Основные положения военной доктрины Российской Федерации» предусматривали формирование российских Вооруженных Сил на основе принципа достаточности для поддержания обороноспособности страны во всех направлениях. Важная роль отводилась силам ядерного сдерживания, и не подтверждался принятый ранее военной доктриной СССР отказ от нанесения первым ядерного удара (СССР предусматривал лишь нанесение ответного и ответно-встречного ядерного удара). Зато военная доктрина России не определяла наиболее вероятных противников, а это значило, что из систем управления стратегическими ракетами выведены полетные задания и они не нацелены на конкретные объекты. К числу приоритетных задач российских Вооруженных Сил было отнесено обеспечение действий Совета Безопасности ООН и других международных организаций по поддержанию мира и стабильности в международных отношениях, что свидетельствовало о намерении российской дипломатии играть сопоставимую с США роль «миротворца» - в любых региональных конфликтах. В целом российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своих решениях и на международной арене безоговорочно поддерживала действия США. Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов и международные экономические санкции против Ирака, введенные после подавления весной 1991 г. многонациональными силами иракской агрессии против Кувейта. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был одним из главных покупателей советского оружия и крупнейшим должником). Россия присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии (Сербия + Черногория), введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США. Что касается отношений с другими крупными государствами, то с ФРГ они были в этот период демонстративно дружескими: продолжался вывод войск из Восточной Германии, и ФРГ выделяла значительные денежные суммы на их социальное обустройство в новых местах дислокации. Отношения с Францией несколько затормозились: у обоих государств не было точек экономического и политического соприкосновения, к тому же президент Ф.Миттеран до самого последнего момента поддерживал М. Горбачева. С начала 1994 г. МИД России вместо основополагающей идеи об общности интересов с США стал выдвигать новый внешнеполитический тезис — о необходимости соблюдения собственных национальных интересов России. С одной стороны, это было вызвано некоторым изменением расстановки политических сил внутри страны: поражением демократов на выборах в Думу в декабре 1993 г. и получившими широкий общественный резонанс обвинениями со стороны оппозиции в проамериканском курсе. С другой стороны, к этому вынуждало изменение геополитической ситуации в Центральной и Восточной Европе: в 1994 г. (окончательно — в августе) завершался вывод российских войск из бывших социалистических стран и стран Балтии, и некоторые из них сразу заявили о своем желании быть принятыми в военно-политический блок западных стран — Организацию Североатлантического договора (НАТО). Свое намерение бывшие союзники СССР по Варшавскому договору зачастую мотивировали, ссылаясь на события октября 1993 г., которые возродили в Европе опасения по поводу непредсказуемости российской политики. К этому времени Россия уже не играла авторитетной роли в международных делах и не имела реальных рычагов, чтобы остановить неблагоприятное для себя развитие событий. В ответ на выраженную Россией озабоченность планами расширения НАТО было заявлено, что готовность НАТО к расширению на Восток не означает практических мероприятий в этом направлении, что Североатлантический пакт является гарантом общей безопасности в Европе и не направлен против каких-либо стран, что НАТО предлагает бывшим социалистическим странам и странам бывшего Советского Союза, включая Россию, принять совместную программу «Партнерство во имя мира», которая установила бы формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского договора и НАТО. Это был временный компромисс США и России, который мог лишь отсрочить осуществление планов включения в Североатлантический пакт бывших союзников СССР по Варшавскому договору, а также стран Балтии, и, не исключено, некоторых государств СНГ. В июне 1994 г., оговорив себе ряд особых условий, Россия присоединилась, как и другие приглашенные государства, к натовской программе «Партнерство во имя мира». В рамках этой программы участники получили право направить своих представителей в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе, были сформированы российский и украинский батальоны (из контрактников), которые в составе многонациональных миротворческих сил участвовали в разделении враждующих сторон в Боснии, проводились инспекционные поездки в войска и совместные штабные и военные учения. НАТО отводит программе «Партнерство во имя мира» роль прикрытия от грозящего с юга исламского фундаментализма . Присоединение России к этой программе было вызвано главным образом опасениями оказаться в политической изоляции. Ощутимые изменения во внешней политике России — рост ее инициативности и самостоятельности — стали наблюдаться только с 1996 г., когда в январе министром иностранных дед был назначен В. Примаков, бывший прежде руководителем Управления внешней разведки. О себе Е. Примаков говорит, что он не является « антизападником », а лишь защищает интересы государства, национальные интересы России. Уже в феврале Россия отказалась от санкций в отношении боснийских сербов, что было поддержано и другими странами; в октябре Совет Безопасности ООН единогласно отменил экономические санкции против Югославии, действовавшие с 1992 г. Продолжая линию на восстановление традиционного влияния России на Балканах, МИД в январе 1997 г. попытался выступить в качестве посредника между президентом Сербии и оппозицией, оспаривавшей результаты выборов и проводившей непрерывные двухмесячные демонстрации. В сентябре 1996 г. Россия осудила бомбардировку военных объектов на территории Ирака американскими крылатыми ракетами. С 1997 г. Россия старается вернуть свои позиции в ближневосточном урегулировании: в феврале на встрече Е. Примакова и лидера Палестины Я. Арафата было обещано оказывать арабам не только политическую, но и возможную экономическую помощь; в марте визит премьер-министра Израиля В. Нетаньяху, хотя и носил подчеркнуто экономический характер, сопровождался надеждой на то, что Россия подключит к ближневосточному урегулированию традиционно дружественную ей Сирию. С 1995 г. Россия начала восстанавливать утерянные позиции на международном рынке вооружений: по данным «Росвооружения», государственного монополиста в экспорте оружия, объемы его продаж составили в 1995 г. 3 млрд. долларов, а в 1996 г.— 3,5 млрд. (у США объем продаж упал за 1996 г. на 2 млрд. долларов). В апреле 1996 г. руководители стран «семерки» (США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившись в Москве, достигли соглашения о необходимости полного прекращения ядерных испытаний в целях упрочения ядерной безопасности и не расширения группы ядерных государств. И 25 сентября 1996 г. в Нью-Йорке был подписан официальный Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах (на тот момент официально разрешенными оставались лишь подземные испытания, но Китай проводил также и атмосферные), к которому присоединились 158 государств (кроме Индии). В 1995 г. в НАТО заговорили о необходимости начать практические мероприятия по подготовке к приему новых членов — бывших социалистических государств Восточной и Центральной Европы. Россия выдвинула предложение вместо расширения Североатлантического блока повысить уровень полномочий Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в обеспечении военной безопасности и политической стабильности на континенте. СБСЕ ,впервые созванный в 1975 г. в Хельсинки для политического закрепления военной «разрядки» в отношениях между социалистическим Востоком и капиталистическим Западом, в 1990 г. на парижской конференции был преобразован в постоянно действующую организацию со своим механизмом периодических встреч на «высшем уровне» и регулярных консультаций. «Подтекст» российского предложения заключался в том, что каждое государство-член СБСЕ имеет право «вето» на принятие решений. Инициатива России не встретила позитивного отклика. В сентябре 1996 г. в Детройте президент США Б. Клинтон заявил, что будет происходить двуединый процесс: НАТО будет расширяться на восток, и одновременно будут развиваться дружественные отношения с демократической Россией. Президент США утверждал, что с окончанием «холодной войны» характер Североатлантического альянса изменился, он больше не угрожает безопасности России. В то же время необходимость расширения блока мотивировалась опасной непредсказуемостью внутриполитической ситуации в России (в частности, событиями октября 1993 г. и началом чеченской войны в декабре 1994 г.) Предполагалось, что НАТО и дружественная Россия вместе могли бы противостоять экспансии исламских террористических государств. Россия не согласилась с таким подходом, утверждая, что она не опасается военного нападения НАТО, но считает сосредоточение мощной военной группировки вблизи своих границ потенциально опасным. Главное же — расширение НАТО при неучастии в нем России означает вытеснение ее из Европы, политическую изоляцию от общеевропейского процесса. Общий вывод был таким: расширение НАТО нарушает баланс сил, а значит и стабильность в Европе, ущемляет национальные интересы России и может серьезно повлиять на характер взаимоотношений России и западных стран. Первоначально Россия хотела получить право «вето» во всех вопросах деятельности НАТО, в этом ей было твердо отказано, но обещано предоставить голос в обсуждении политических, а отчасти и военных вопросов, возможно, в рамках специального консультативного совета «Россия — НАТО». Затем российская дипломатия сосредоточила усилия на том, чтобы добиться принятия обязательного для всех стран НАТО документа, в котором были бы зафиксированы гарантии ее безопасности. В частности, Россия требовала нераспространения ядерного оружия на территорию вновь принимаемых стран, не увеличения уровня обычных вооружений НАТО и права России в одностороннем порядке пересмотреть договор 1990 г. об обычных вооружениях в Европе, не использования натовскими военными инфраструктуры, оставшейся от Варшавского договора, запрета многосторонним военным формированиям НАТО передвигаться через национальные границы и т. д. США предложили расширить сферу доверия и сотрудничества НАТО и России: обещали приглашать российские вооруженные силы на все натовские учения в Европе, давать спутниковую информацию об изгибах линии обороны НАТО, предлагали создать совместную бригаду для реагирования на кризисные ситуации на континенте и т.д. В результате трудных переговоров США в принципе согласились подписать юридически обязывающий документ, содержащий согласованные с Россией уступки по обеспечению ее безопасности и обязательный для соблюдения всеми членами НАТО. Но Франция и ФРГ заявили, что никакого обязывающего договора между Россией и НАТО быть не может, отношения между ними должны регулироваться лишь хартией, то есть декларативным изложением взаимных дружественных намерений. Таким образом, вопрос о том, какой характер будет носить совместный документ «Россия - НАТО», обязывающий или декларативный, зависит от содержания этого документа, от весомости уступок, на которые НАТО захочет пойти. Помимо всего это в 90-е годы Россия поставляла ядерные реакторы Ираку, строила атомную электростанцию в Иране, что вызывало у некоторых стран Запада вопросы по поводу распространения ядерного оружия и ракетных технологий (будто бы передачу технологии ракеты СС-4), но все эти обвинения в адрес России были резко опровергнуты российским правительством. В совокупности это могло означать начало стратегического поворота во внешней политике России. Все эти реформы были направлены на восстановление былой мощи Советского Союза. Российские реформаторы желали воссоздать былое могущество и силу нашей армии, нередко делая непоправимые ошибки. При анализе данного периода реформ, все же следует отметить, что направления реформирования стали качественно иными, нежели в 20 веке – в основном, преобразования были ориентированы на установление внешнеполитического сотрудничества в условиях глобализации и установления дружественных связей. Современные реформы российских войск. После распада Советского Союза, проводимые его руководством реформы не были свёрнуты в современной России, произошло сочетание ещё советских реформ и реформ новой России. Реформы России были направлены на создание и организацию принципиально новых ВС, которые в значительной мере отличались от вооружённых сил СССР. Эта реформа началась в мае 1992 года и изначально предполагала широкую комплексную программу преобразования военной организации государства, видов и родов войск, нацеленную на обеспечение национальной безопасности страны в новых условиях. В планы осуществления реформы входили: разработка основ новой военной доктрины России; определение перспективной структуры и боевого состава ВС; формирование органов управления Вооруженными Силами; создание базы правовых основ строительства и функционирования ВС; определение статуса российских войск, находящихся за пределами России; осуществление вывода группировок войск из ряда государств; формирование миротворческих сил – нового оперативно-стратегического объединения; проведение инвентаризации вооружения и военной техники; переход к смешанной системе комплектования (по призыву и по контракту) и к новой структуре ВС; создание группировки войск(сил) на территории Российской Федерации; расширение и качественное совершенствование военного законодательства; введение альтернативной военной службы; сокращение численности и реструктуризация военной организации государства. Весь потенциал Вооруженных Сил СССР, отошедший к Российской Федерации, на этапе реформирования 90-х годов претерпел серьёзную реструктуризацию, связанную с созданием новых силовых структур и ведомств, имеющих собственные вооружённые формирования. Важнейшим документом, направленным на успешное проведение военной реформы, является Концепция национальной безопасности России (введена в действие Указом Президента Российской Федерации №34 от 10 января 2000г.). Из вышепредставленного материала можно сделать вывод о том, что военные реформы 90-х годов были направлены на изменение структуры ВС и создание не наступательных, а оборонительных вооружений, способных грамотно и беспрекословно защитить интересы России. Помимо реформ 90-х годов, в настоящее время в российской армии проводится ряд очень важных реформ, направленных на укрепление вооруженных сил России, часть из которых мы попытаемся проанализировать ниже. Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин: «Мы обязаны последовательно укреплять наши Вооружённые Силы, при этом соизмеряя наши задачи с возможностями национальной экономики, а также с характером потенциальных угроз и динамикой международной обстановки». В настоящее время плановым порядком происходит переоснащение частей и соединений новыми и модернизированными образцами вооружения и военной техники – техники, которая призвана стать основой систем вооружения вплоть до 2020 года. Реализуется Государственная программа вооружений на 2007-2015 годы (ГПВ-2015), которая была утверждена в октябре 2006 года Указом Президента России. Её замысел предусматривает сосредоточение основных усилий на наиболее проблемной и ресурсоёмкой задаче обеспечения перевооружения Вооруженных Сил и других силовых ведомств на новые образцы вооружений и военной техники. Большая часть расходов ГПВ-2015 идёт на серийные закупки нового вооружения и военной техники. Чтобы эффективно использовать эти средства, контракты будет заключать новое специализированное федеральное агентство. Именно ему все силовые структуры государства делегируют часть своих функций, связанных с размещением заказов и оплатой контрактов. Эта реформа уделяет внимание и ядерным силам России. В РВСН программа предусматривает повышение уровня оснащённости всех компонентов ядерных сил до уровня 60-80 процентов. При этом основу ядерной триады будут составлять новые ракетные комплексы наземного («Тополь-М») и морского базирования («Булава»). Также ГПВ-2015 предполагает повышение боевого потенциала частей и войск постоянной готовности. Как известно из открытых источников, в рамках ГПВ-2015 предусматривается комплексное оснащение около 200 соединений и воинских частей. В Сухопутных войсках и ВДВ планируется переоснастить до 5 соединений на ракетные комплексы «Искандер-М», 2 соединения на новые боевые машины реактивной системы залпового огня «Ураган-1 М», 45 танковых батальонов (из них 22 – новыми танками), более 170 мотострелковых батальонов на новые и модернизированные боевые машины пехоты (десанта) и бронетранспортёры. В Военно-воздушных силах для переоснащения планируются поставки около 120 новых и более 400 модернизированных авиационных комплексов фронтовой авиации, более 30 новых и 150 модернизированных самолётов военно-транспортной авиации. В войсках противовоздушной обороны планируется переоснастить 9 зенитных ракетных полков новыми зенитными ракетными системами С-400 и одного зенитного ракетного полка – новым зенитным ракетно-пушечным комплексом « Панцирь-С ». В ВМС общего назначения намечается ввести в боевой состав флота 2 перспективные многоцелевые атомные подводные лодки типа «Северодвинск», 4 дизельные подводные лодки типа «Лада», 15 боевых надводных кораблей новых проектов и 3 боевых катера различных проектов. Всего в боевом составе флота к 2016 году будет находится более 170 кораблей. Согласно ГПВ-2015 орбитальная группировка военного назначения будет функционировать в составе 80 космических аппаратов разведки, связи, топогеодезического, метеорологического обеспечения и навигации новых типов. Кроме того, планируется завершение работ по созданию ракеты-носителя среднего класса «Союз-2» и семейства тяжёлых ракет-носителей, запуски которых будут осуществляться с территорий Российской Федерации. С учётом имеющегося в наличии вооружения и военной техники и запланированных мероприятий по войсковому ремонту ГПВ-2015 в целом позволит обеспечить выполнение задачи доведения числа соединений и частей постоянной готовности до 600. Экономические трудности в оборонной промышленности 90-х годов прошлого столетия привели к общему спаду производства. На сегодняшний день около 80 процентов технологического оборудования имеет возраст 15 лет и больше. Поэтому ГПВ-2015 должна быть согласована с программой развития промышленности. По оценке Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти новая Программа будет реализована оборонно-промышленным комплексом в полном объёме. Для этого Правительством утверждена Федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». Современную российскую военную реформу по нацеленности преобразований можно считать самой гуманной из отечественных военных реформ. Её исходная позиция – иметь в России военную систему, способную вносить эффективный вклад в предотвращение ядерной катастрофы, войн и вооруженных конфликтов. Реформой предусмотрено создание для военнослужащих нормальных условий для их жизнедеятельности и выполнения профессионального долга перед Отечеством и народом. Эта реформа, по нашему мнению, является грамотной и продуманной. Она отвечает всем современным перспективам развития вооружённых сил других стран и в целом мира. Реализация Программы вооружения и федеральной целевой программы развития ОПК(оборонно-промышленный комплекс) позволит обеспечить сохранение наукоёмких, высокотехнологичных и конкурентоспособных отраслей и предприятий различных секторов экономики, их загрузку и новые ориентиры для проведения структурной перестройки оборонно-промышленного комплекса и его производственно-технологической базы. Следовательно, наша страна будет способна дать отпор террористам в случае их нападения. Заключение. Итак, мы проследили эволюцию российской армии с начала 20 века до сегодняшнего времени. В процессе исследования было наглядно показано развитие вооружения, военной политики нашей страны. В целом можно сделать вывод, что реформирование вооруженных сил напрямую зависит от складывающейся внешнеполитической обстановки: усиление вооружений является следствием учащения военных конфликтов, а в условиях мирного урегулирования конфликтов мы можем наблюдать прямо противоположную ситуацию. В условиях современного общества нужно понимать, что российская армия нуждается скорейшем реформировании в целях соответствия общемировым тенденциям и способности противостоять новым угрозам. Нам представляется, что приоритетным направлением реформ должен стать перевод армии на контрактную основу. В том, что армия России должна быть профессиональной и современной, сегодня не сомневается никто. Некоторые контрольные позиции назвал, выступая на пресс-конференции в Кремле, Президент и верховный главнокомандующий Владимир Путин. Он сообщил, что к концу 2007 года в России будет уже свыше 100 тысяч контрактников. Набор армии по контракту призван сделать кадровую составляющую более соответствующей требованиям сегодняшнего дня. Владимир Путин подчеркнул, что в горячих точках должны служить только граждане, находящиеся на контрактной службе, а не молодые новобранцы. Мы полагаем, что данная политика является единственно верной в современных условиях, так как контрактная служба имеет огромное количество преимуществ по сравнению со службой по призыву. Прежде всего, будет решена проблема финансирования офицерского состава, что, безусловно, повысит престиж службы в армии (в отличие от сегодняшнего положения вещей). Немаловажным является и тот факт, что введение контрактной службы позволит привлечь к службе людей, заинтересованных данной деятельности, профессионально подготовленных, имеющих высокие морально-волевые качества и исключить попадание в состав вооруженных сил «случайных» людей. Думаем, таким образом будет разрешена и проблема внеуставных отношений (так называемой « дедовщины ») в армии. С января 2008 года срок службы по призыву сокращён до 1 года, что является подтверждением нашей позиции. Руководство осознает, что комплектование армии на основе призыва больше не отвечает требованием времени – ведь в современном мире успешное противостояние конфликтам давно уже не предопределяется численностью военного состава. Следовательно, внимание нужно уделять разработке современных технологий противодействия внешним угрозам, а также сосредоточивать усилия на обучении людей, готовых и способных грамотно применять существующие высокотехнологичные и наукоемкие средства вооружения. Представляется, что в ближайшем будущее наша страна полностью откажется от комплектования армии на основе призыва. |