Безопасность военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и роль органов военного управления в её обеспеченииПринятый в 1992 году Закон Российской Федерации “О безопасности” определил принципиально новый подход к решению проблем, связанных с обеспечением безопасности в Российской Федерации. Этот правовой акт свидетельствует о том, что в государстве утвердилось новое восприятие безопасности – как состояния защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В принятой всенародным референдумом в 1993 году Конституции Российской Федерации (в статье 2) подчеркивается, что 'Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина' (среди которых важнейшим является право на жизнь) - 'есть обязанность государства'. ГЛОССАРИЙ Военная служба – особый вид государственной службы граждан, заключающийся в исполнении ими установленной законодательством РФ воинской обязанности непосредственно в Вооруженных Силах РФ, других войсках в течение определенных сроков. Увечье – тяжелое телесное повреждение, сопровождающееся полным или частичным нарушением функции органа или системы органов и, как правило, стойкой утратой трудоспособности. Рана – повреждение тканей и органов с нарушением целостности их покрова (кожи, слизистой оболочки), вызванное механическим воздействием. Контузия – синдром, возникающий остро при одномоментном воздействии на обширную поверхность тела механической травмы, резкого перепада давления окружающей среды и (или) вибрации. Травма – нарушение анатомической целостности тканей или органов с расстройством их функции, обусловленное воздействием различных факторов окружающей среды (механических, термических, химических, лучевых и др.). Травматизм – совокупность травм, возникших в определенной группе военнослужащих за определенный период времени. Трудопотери – полное освобождение военнослужащего от всех видов занятий и работ на срок не менее одних суток по поводу стационарного или амбулаторного лечения, отпуска по болезни или отдыха при части, направления на консультацию, для лабораторного, рентгенологического обследования или освидетельствования на ВВК. Преступление – совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Происшествие – событие, повлекшее несчастный случай с гибелью или увечьем людей, причинение существенного материального ущерба или другие тяжкие последствия при отсутствии состава преступления в действиях военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (из Закона РФ «О безопасности дорожного движения» 1995 года). Погибшим считается военнослужащий, смерть которого наступила на месте преступления (происшествия), либо умерший от его последствий в течение 7 последующих суток. Опасные объекты – здания (сооружения), машины (агрегаты, механизмы), промышленные и природные объекты, расположенные на территориях соединений (частей), либо в непосредственной близости, при нахождении в которых (около которых) высокий уровень возможного воздействия на личный состав их опасных (вредных) факторов и угроз требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности военнослужащих, предупреждению гибели и травматизма. Работа с повышенной опасностью – работа, при выполнении которой высокий уровень возможного воздействия на личный состав ее опасных (вредных) факторов и угроз требует принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности военнослужащих, предупреждению их гибели и травматизма. Опасное явление – явление, создающее реальную угрозу для жизни и здоровья военнослужащих. К типичным опасным явлениям относятся: пурга, гроза, гололед, шторм на море, водоворот в реке, эпидемия и т.д. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (из Закона РФ 'О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера' 1994 года). К основным чрезвычайным ситуациям относятся: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, оползни, сели, обвалы, лесные и торфяные пожары (природного характера); аварии и катастрофы на объектах народного хозяйства и транспорте, пожары и взрывы, аварии и выбросы радиоактивных и сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамические аварии (техногенного характера). Травмобезопасность – раздел теории риска, рассматривающий закономерности возникновения несчастных случаев, получения людьми повреждений здоровья (увечий, ран, травм) вследствие воздействия на них опасных факторов. В войсковой практике под травмобезопасностью подразумевается совокупность условий, созданных должностными лицами, в повседневной деятельности войск (сил), снижающих вероятность происшествий с гибелью военнослужащих, получения ими повреждений здоровья (увечий, ран, травм) в результате воздействия опасных факторов. Безаварийность – раздел теории риска, анализирующий закономерности возникновения аварий и поломок из-за воздействия опасных факторов на вооружение и военную технику. В войсковой практике под безаварийностью понимается совокупность условий, созданных должностными лицами, в повседневной деятельности войск (сил), снижающих вероятность аварий и поломок вооружения и военной техники в результате воздействия опасных факторов при эксплуатации их личным составом. Нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими – всякие посягательства военнослужащих любых категорий и групп на личность и права сослуживцев, обостряющиеся в результате безнаказанности до противоправных. В их основе лежат личностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликтные ситуации и противоречия по поводу социального статуса военнослужащих (групп), а также затрагивающие их честь и достоинство, материальные и духовные интересы. Наиболее характерными формами проявления нарушений уставных правил взаимоотношений выступают: избиение военнослужащих более позднего срока службы; перекладывание на них дополнительных обязанностей по службе и в быту; принуждение к воровству; вымогательство денег, ценных вещей, продуктов питания и предметов обмундирования; моральное унижение, оскорбление личного достоинства и угроза физической расправы. Самоубийство – индивидуальный поведенческий акт личности, связанный с намеренным ее уходом из жизни; а также сложное социально-психологическое явление, обусловленное как индивидуальными особенностями характера человека, так и воздействием на него негативных социальных факторов, способствующих формированию и проявлению суицидального поведения, сохранению суицидальной обстановки в обществе, в коллективах (группах). Медицинское обеспечение безопасности военной службы – комплекс мероприятий санитарно-гигиенического, противоэпидемического и лечебно-профилактического характера, проводимых в целях сохранения жизни и здоровья личного состава, предупреждения заболеваний, травматизма и иных несчастных случаев с военнослужащими при прохождении ими военной службы. Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров (из Закона РФ «О пожарной безопасности» 1994 года). Противопожарная защита – комплекс организационных и технических мероприятий, проводимых в войсках в целях обеспечения пожарной безопасности, ограничения распространения пожаров в случае их возникновения, обеспечения успешного пожаротушения и условий для безопасной эвакуации людей, техники, вооружения и имущества. Охрана окружающей среды – система государственных и общественных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия общества и природы на основе сохранения и воспроизводства природных богатств, рационального использования природных ресурсов, улучшения окружающей человека среды (из Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» 1991 года). Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Безопасность военной службы в широком смысле – состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, возникающих при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Безопасность военной службы в узком смысле – состояние военной службы, отражающее степень защищенности жизненно важных интересов военнослужащих от воздействия опасных и вредных факторов. Обеспечение безопасности военной службы в широком смысле – система правовых, социально-экономических, организационно-технических, морально-психологических, медицинских, экологических и иных мероприятий, поддерживающая условия безопасности военной службы и обеспечивающая на этой основе реализацию жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращение причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Обеспечение безопасности военной службы в узком смысле – целенаправленная деятельность органов военного управления и должностных лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации, общевоинских уставов ВС РФ, нормативных актов Министра обороны РФ, направленных на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, организацию безопасных условий всех видов жизнедеятельности войск, а также анализ, прогнозирование и ограничение факторов, являющихся причиной гибели и травматизма личного состава при исполнении обязанностей военной службы. Требования безопасности – установленные законодательством и другими нормативными правовыми актами требования, соблюдение которых обеспечивает безопасность выполнения задачи (работы) военнослужащих. Направление обеспечения безопасности военной службы — система взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающая создание и поддержание условий безопасности военной службы в определенной сфере жизнедеятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. К объектам безопасности военной службы относятся военнослужащие, местное население и окружающая природная среда. Субъектами безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации являются органы военного управления и воинские должностные лица. Концепция безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой систему принятых в Вооруженных Силах Российской Федерации взглядов на безопасность военной службы и организацию работы по ее обеспечению в повседневной деятельности войск (сил). Целью Концепции является выработка современного подхода к организации работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, отвечающего требованиям настоящего этапа их развития и деятельности. Воинские должностные лица осуществляют проведение мероприятий, обеспечивающих безопасность военной службы, в соответствии с требованиями законов, воинских уставов и иных нормативно-правовых документов, должностными и специальными обязанностями. Ответственность за безопасность военной службы в мирное и военное время в подчиненных объединениях, соединениях и воинских частях несут командиры (начальники). Управление обеспечением безопасности военной службы — система мероприятий, проводимых в Вооруженных Силах Российской Федерации органами военного управления, по руководству деятельностью субъектов безопасности военной службы в целях реализации жизненно важных интересов военнослужащих, предотвращения причинения вреда жизни, здоровью и имуществу местного населения, окружающей природной среде при осуществлении повседневной деятельности. Органы военного управления осуществляют управление обеспечением безопасности военной службы. Осуществляя управление обеспечением безопасности военной службы, центральные органы военного управления в пределах своей компетенции определяют содержание, направленность и периодичность проведения мероприятий по направлениям обеспечения безопасности военной службы, контролируют и несут ответственность за их проведение, систематически информируют общественность о принимаемых мерах и их эффективности. Общую координацию деятельности органов военного управления по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации осуществляет Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации (Управление службы войск и безопасности военной службы). Угрозы безопасности военной службы — совокупность факторов, создающих опасность военнослужащим, а также местному населению и окружающей природной среде при осуществлении деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Выделяются опасные физические, химические, биологические, психофизиологические и социальные факторы, формирующие угрозы безопасности военной службы. На современном этапе развития и деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации основное содержание угроз безопасности военной службы составляют неблагоприятные социальные факторы. Опасный фактор военной службы – фактор, воздействие которого может привести к травме, либо резкому ухудшению здоровья военнослужащих, а также к катастрофе, аварии или поломке вооружения и военной техники. Вредный фактор военной службы – фактор, воздействие которого может привести к профессиональному заболеванию или снижению работоспособности военнослужащих, сохраняющемуся после отдыха и перерыва в активной деятельности, а также вызвать неисправности, либо отказы вооружения и военной техники. Вид безопасности военной службы – состояние военной службы, обеспечивающее защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз, формирующихся в процессе конкретного вида деятельности войск. Условия безопасности (безопасные условия) военной службы — условия военной службы, обеспечивающие защищенность военнослужащих, местного населения и окружающей природной среды от угроз безопасности военной службы. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Мною был проведен сравнительный анализ военного и трудового законодательства по вопросам обеспечения безопасности военной службы и охраны труда, определены основные направления работы по заполнению нормативно-правового вакуума в этих вопросах. Справочно : в системе Государственных Стандартов (ГОСТов) предусмотрено 6 Систем Стандартов по Безопасности Труда (ССБТ), регламентирующих детально все аспекты охраны труда, которые, в части касающейся, распространены и на воинскую деятельность. Постановлениями Правительства Российской Федерации и Минтруда: подробно регламентируется порядок подготовки по требованиям безопасности вновь поступившего на производство работника; установлен порядок выполнения работ с повышенной опасностью; разработано Положение о порядке расследования несчастных случаев на производстве; определен порядок обучения, проверки знаний и навыков в организации охраны труда руководящего состава предприятий; установлен даже порядок разработки и утверждения инструкций по технике безопасности. Законы РФ: «О безопасности». «О статусе военнослужащих». «О воинской обязанности и военной службе». «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и технического характера». «О безопасности дорожного движения». «Основы законодательства Российской Федерации об охране труда». «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исправительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции». «Об охране окружающей среды». «О пожарной безопасности». «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». «О борьбе с терроризмом». «О радиационной опасности». «Об экологической экспертизе». «Об информации, информатизации и защите информации». «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Приказы Министра обороны РФ : «О введении в действие инструкции органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации». «О порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации». «Руководство по организации работы по охране труда в воинских частях, учреждениях, на предприятиях и организациях МО РФ». «О порядке применения в Вооруженных Силах Российской Федерации Санитарных правил и норм «Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона (ЭМИ РЧ)». «О мерах по предупреждению пьянства и алкоголизма среди военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». «О системе работы должностных лиц и органов управления по сохранению и укрепления психического здоровья военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации». «О создании комиссий по безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации». «Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы». «Об организации производства работ с повышенной опасностью в Вооруженных Силах Российской Федерации». «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве в Вооруженных Силах РФ». «О гибели военнослужащих в результате нарушений требований безопасности и дополнительных мерах по созданию и обеспечению безопасных условий военной службы». «Об обеспечении выполнения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Министерства обороны Российской Федерации». «Об утверждении Инструкции по подготовки военнослужащих к выполнению требований безопасности в повседневной деятельности войск». «Об утверждении Инструкции о порядке расследования фактов получения травм военнослужащим в Вооруженных Силах Российской Федерации». Директивы МО РФ: «О мерах по предотвращению самоубийств в Вооруженных Силах Российской Федерации». «О состоянии работы по охране здоровья личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации». «О мерах по улучшению организаторской работы командиров (начальников) в повседневной плановой деятельности и боевой подготовке войск, обеспечении правопорядка и безопасности личного состава а Вооруженных Силах Российской Федерации». Наставления, программы боевой подготовки, курсы стрельб и вождения. Руководство обеспечением безопасности военной службы 1. Принятие решения на обеспечение безопасности военной службы. 2. Организация планирования мероприятий по обеспечению безопасности военной службы. 3. Своевременная постановка задач по обеспечению безопасности военной службы и доведение их до всех категорий командиров (начальников) и личного состава. 4. Обеспечение повседневного контроля за состоянием безопасности военной службы, умением должностных лиц обеспечить безопасные условия службы личного состава и оказание действенной помощи подчиненным. 5. Систематический анализ состояния безопасности военной службы и объективное подведение итогов работы должностных лиц по её обеспечению. 6. Изучение, обобщение и внедрение передового опыта в практику обеспечения безопасности военной службы. 7. Эффективное использование и постоянное совершенствование учебно-материальной базы безопасности военной службы. Перечень основных планирующих и учетных документов по организации безопасных условий военной службы, разрабатываемых в воинской части Решение командира воинской части на обеспечение безопасности военной службы. Приказ об организации работ с повышенной опасностью. Журнал учета вводного и целевого инструктажей. Журнал учета травматизма. Журнал регистрации нарядов-допусков на производство работ, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Журнал инструктажа водителей и старших машин. Материалы административных расследований по фактам получения травм и решения командира по ним. Приказ о назначении комиссии по безопасности военной службы. План работы комиссии по безопасности военной службы на год. Протоколы заседания комиссии и материалы ежемесячных докладов председателя комиссии по безопасности военной службы о проделанной работе и ее результаты командиру части. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ Из Закона Российской Федерации «О статусе военнослужащих» (ст. 16): «Охрана жизни и здоровья военнослужащих обеспечивается созданием здоровых условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, которая осуществляется командирами (начальниками) во взаимодействии с органами государственной власти и управления Российской Федерации. Забота о сохранении жизни и здоровья военнослужащих – обязанность командиров (начальников). На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки, при исполнении обязанностей военной службы, эксплуатации вооружения и военной техники, производстве работ». Военнослужащий должен соблюдать требования безопасности военной службы, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений, повседневно повышать физическую закалку и тренированность, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя) (ст. 17 УВС). Командир отвечает за безопасность военной службы (ст.90 УВС). Он обязан: принимать меры по предупреждению преступлений и происшествий, а в случае их совершения докладывать старшему командиру (начальнику), уведомлять военного прокурора, возбуждать уголовное дело; лично участвовать в расследовании катастроф и других происшествий, связанных с гибелью людей или повлекших иные тяжкие последствия, а также в расследовании случаев нарушения определенных воинскими уставами правил взаимоотношений между военнослужащими; осуществлять контроль за выполнением требований безопасности при работе с вооружением, военной техникой и боеприпасами, при проведении занятий, стрельб, учений и работ; принимать меры по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих; следить за состоянием противопожарной защиты в полку; принимать меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов в районе расположения полка при проведении учений, других мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности (ст. 91 УВС). Заместитель командира обязан: проверять выполнение требований безопасности, норм и правил охраны окружающей среды при проведении занятий, стрельб и учений (ст. 94 УВС). Начальник штаба обязан: контролировать качество занятий с военнослужащими по соблюдению требований безопасности на занятиях и работах (ст. 96 УВС). Заместитель командира по воспитательной работе обязан: осуществлять проведение конкретных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и правопорядка, обеспечению условий безопасности военной службы; организовывать морально-психологическое обеспечение боевого дежурства (боевой службы), караульной и внутренней служб (ст. 98 УВС). Заместитель командира по тылу обязан: организовывать доброкачественное питание личного состава, водоснабжение, банно-прачечное обслуживание подразделений; осуществлять контроль за качеством, правильностью применения и экономным расходом горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и выполнением требований безопасности при обращении с ними; организовывать правильную эксплуатацию и своевременный ремонт всех жилых и нежилых зданий, водопроводно-канализационных сетей и сооружений, казарменного инвентаря и мебели, заблаговременную подготовку казарменно-жилищного фонда к зиме, содержание в порядке территории, отведенной под расквартирование полка, а также противопожарную защиту; оснащать объекты полка средствами пожарной сигнализации; разрабатывать и проверять выполнение мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов; обеспечивать безопасность при выполнении ремонтно-строительных и хозяйственных работ и при эксплуатации техники по подчиненным службам (ст. 102 УВС). Начальник службы обязан: отвечать за обеспечение полка вооружением, военной техникой по своей службе, правильное их использование и содержание в порядке и исправности; соблюдение правил охраны окружающей среды подчиненным подразделением на объектах службы, их противопожарное и санитарное состояние (ст. 107 УВС); следить за исправным состоянием вооружения, военной техники по своей службе в подразделениях и на складе полка, организовывать их правильную эксплуатацию (использование) и обеспечивать выполнение требований безопасности при этом; проводить мероприятия по предупреждению происшествий с вооружением, военной техникой по своей службе, выявлять причины этих происшествий и проводить мероприятия по их устранению; осуществлять контроль за выполнением требований пожарной безопасности в подчиненных подразделении и службе, руководить в них мероприятиями по охране окружающей среды (ст. 108 УВС). Начальник службы полка по своей специальности имеет право прекращать эксплуатацию вооружения и военной техники при обнаружении недостатков, которые могут привести к происшествиям или их выводу из строя, а также при невыполнении требований безопасности. Обо всех обнаруженных недостатках и мерах, принятых для их устранения, начальник службы обязан немедленно докладывать своему непосредственному начальнику (ст. 109 УВС). Начальник медицинской службы обязан: проводить лечебно-профилактические и противоэпидемические мероприятия; изучать состояние условий, обеспечивающих безопасность учебно-боевой деятельности личного состава; следить за выполнением установленных санитарных норм его размещения, питания, водоснабжения, банно-прачечного обслуживания; организовывать медицинское обеспечение личного состава полка на занятиях по боевой подготовке, при проведении спортивных мероприятий, осуществлять медицинский контроль за физической подготовкой личного состава; осуществлять пропаганду медицинских знаний и здорового образа жизни среди военнослужащих и членов их семей; осуществлять систематический медицинский контроль за качеством питания личного состава и доброкачественностью воды; выявлять военнослужащих с отклонениями в физическом и психическом развитии, склонных к алкоголизму, токсикомании, употреблению наркотиков, принимать меры по их лечению; участвовать в разработке мероприятий по защите полка в случае аварий на потенциально опасных объектах, расположенных в районе дислокации полка; контролировать санитарное состояние района расположения полка, столовых, жилых помещений; осуществлять контроль за помывкой личного состава в бане; об инфекционных заболеваниях или происшествиях, которые могут отразиться на эпидемическом состоянии полка, и о каждом случае госпитализации военнослужащих вследствие травм докладывать командиру полка немедленно; анализировать заболеваемость личного состава полка, данные анализа с предложениями по предупреждению заболеваемости и улучшению санитарного состояния докладывать командиру полка ежемесячно (ст. 112 УВС). Начальник автомобильной службы полка обязан: осуществлять контроль за своевременным выходом машин в рейс в исправном состоянии и возвращением в парк; проводить анализ происшествий с автомобильной техникой, выявлять причины их возникновения, разрабатывать и проводить мероприятия по их предупреждению; обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации, обслуживании, ремонте и эвакуации автомобильной техники, а также проведение противопожарных мероприятий в парке и на машинах (ст. 120 УВС). Начальник службы горючего и смазочных материалов обязан: организовывать работу по приему, хранению и выдаче подразделениям горючего, смазочных материалов, специальных жидкостей и технических средств, а также работу пунктов заправки, обеспечивая при этом проведение противопожарных мероприятий и выполнение требований безопасности (ст. 121 УВС). Начальник продовольственной службы обязан: обеспечивать доброкачественное питание (в том числе диетическое и лечебное); обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических требований при хранении и обработке продуктов, приготовлении и приеме пищи в содержании продовольственного склада, помещений столовой и столово-кухонной посуды, а также технологического, холодильного и немеханического оборудования и выполнение требований безопасности при их эксплуатации (ст. 122 УВС). Начальник вещевой службы обязан: организовывать получение, хранение и выдачу подразделениям полка вещевого и санитарно-хозяйственного имущества; организовывать еженедельную помывку в бане личного состава подразделений; обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации технических средств и выполнение санитарных требований на объектах вещевой службы (ст. 123 УВС). Психолог: обязан знать психологические качества военнослужащих, изучать социально-психологические процессы в полку и подразделениях, вырабатывать предложения и участвовать в выполнении задач по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений; выявляет и ведет постоянное наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, оказывает им психологическую помощь, несет ответственность за проведение мероприятий психологической работы по сохранению психического здоровья личного состава; лично проводит мероприятия и несет ответственность за работу по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы; лично организует и оказывает психологическую помощь военнослужащим и членам семей (приказ МО РФ 1995 г. N 226). Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений: изучает социальные процессы среди военнослужащих, вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений; обязан знать состояние воинской дисциплины, вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений; анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений; участвует в обучении должностных лиц практике и методике индивидуальной воспитательной работы с личным составом (приказ МО РФ 1995 г. N 226). Старший помощник начальника штаба по службе войск и безопасности военной службы обязан: знать состояние безопасности военной службы, поступающие в штаб доклады (донесения) о грубых дисциплинарных проступках, преступлениях, происшествиях и случаях травматизма; анализировать их, вести учет и своевременно докладывать начальнику штаба; участвовать в разработке Комплексного плана мероприятий по поддержанию правопорядка, улучшению службы войск и обеспечению безопасности военной службы на период обучения; готовить совместно с должностными лицами структурных подразделений органов воспитательной работы проекты приказов командира полка по службе войск и безопасности военной службы, материалы на подведение итогов, донесения в вышестоящий штаб о состоянии правопорядка, службы войск и безопасности военной службы в полку; при работе в подразделениях выявлять обстоятельства и причины, создающие угрозу для жизни и здоровья военнослужащих, вырабатывать предложения по поддержанию условий безопасности военной службы, предупреждению гибели и травматизма личного состава; по указанию начальника штаба участвовать в расследовании случаев гибели и травматизма, готовить материалы по их результатам; осуществлять контроль за исполнением требований руководящих документов по вопросам обеспечения безопасности военной службы; контролировать и лично участвовать в подведениях итогов состояния правопорядка, службы войск и безопасности военной службы в подразделениях. Командир батальона обязан: проводить мероприятия по предупреждению катастроф, аварий, поломок военной техники, а также осуществлять контроль за выполнением требований безопасности при работе с вооружением и военной техникой, боеприпасами, при проведении занятий, стрельб, учений и работ; следить за содержанием и правильной эксплуатацией всех зданий и помещений, отведенных для батальона, за содержанием в чистоте участка территории, в том числе участка территории парка, а также за проведением противопожарных мероприятий в батальоне (ст. 127 УВС). Начальник штаба батальона обязан: контролировать качество занятий с военнослужащими по требованиям безопасности и их соблюдение на занятиях и работах (ст. 131 УВС). Заместитель командира батальона по воспитательной работе обязан: организовывать и проводить мероприятия по обеспечению условий безопасности военной службы (ст.133 УВС). Командир роты обязан: принимать меры по предупреждению катастроф, аварий и поломок вооружения и военной техники; обеспечивать выполнение личным составом требований безопасности при проведении занятий, стрельб, учений и работ; своевременно обеспечивать военнослужащих роты положенным довольствием, заботиться о быте подчиненных, следить за соблюдением ими правил личной гигиены; следить за содержанием и правильной эксплуатацией всех помещений, отведенных для роты, а также за проведением противопожарных мероприятий в роте (ст. 139 УВС). Командир взвода (группы, башни) обязан: постоянно проводить с военнослужащими индивидуальную работу по воинскому воспитанию; требовать и строго следить за соблюдением воинской дисциплины личным составом взвода, соблюдением правил личной гигиены; следить за правильной эксплуатацией вооружения, военной техники; обеспечивать выполнение требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при работе с вооружением и военной техникой (ст. 147 УВС). Старшина роты обязан: организовывать содержание в чистоте и порядке всех помещений роты, руководить их общей уборкой; следить за выполнением правил топки печей, правильным содержанием средств пожаротушения и соблюдением солдатами и сержантами роты требований пожарной безопасности (ст. 149 УВС). Солдат (матрос) обязан: строго выполнять требования безопасности при обращении с оружием, работе с техникой и в других случаях, а также требования пожарной безопасности (ст. 155 УВС). Основные обязанности командира по обеспечению жизнедеятельности и медицинскому обеспечению и периодичности их выполнения в повседневной деятельности: Ежедневно: 1. Осматривать территорию полка (учитывать состояние мусоросборника). 2. Осуществлять контроль за выполнением мер безопасности при работе с вооружением, боевой и другой техникой, боеприпасами, при проведении занятий, стрельб и учений. 3. Осуществлять контроль за организацией противопожарной охраны, безопасной эксплуатацией объектов, технадзора части. 4. Анализировать несение караульной службы проверкой постовой ведомости караула и принять по результатам анализа решение (наличие и укомплектованность медицинской аптечки, сохранность ее, ответственность за ее хранение; наличие, сохранность и укомплектованность аптечки НЗ; санитарно-гигиеническое состояние помещений караула; допуск личного состава к несению караульной службы). 5. Принимать доклад о приеме и сдаче дежурства дежурным по полку, уточнять вопросы, на которые необходимо обратить внимание (расход личного состава по лечебным учреждениям; травмы, несчастные случаи, заболевания, самовольные отлучки, их причины, меры по их профилактике). 6. Не менее двух раз проводить лично с офицерами части контроль внутренней службы в парке. 7. Проверять качество приготовления пищи и полноту доведения положенных норм до личного состава (учитывать недостаточность питания по весу и по росту). Еженедельно: 1. Руководить проведением парково-хозяйственного дня (соблюдение правил техники безопасности, генеральная уборка в столовой). 2. Рассматривать и утверждать раскладку продуктов на неделю (разнообразие питания). Ежемесячно: 1. Проверять не менее двух раз несение караульной службы. 2. Рассматривать и анализировать состояние эксплуатации техники, состояние аварийности и выполнение приказов. 3. Проводить анализ и подводить итоги по укреплению воинской дисциплины (профилактика неуставных взаимоотношений, данные психологического отбора, учет лиц с нервно-психической неустойчивостью). 4. Составлять личный план внезапных проверок состояний подразделений служб. 5. Рассматривать и подписывать план профилактики травматизма в части. 6. Рассматривать и подписывать расписание занятий с офицерами управления полка (включить занятия по безопасности жизнедеятельности и по оказанию первой помощи). Ежеквартально: 1. Проверять организацию и состояние противопожарной охраны части и проводить пожарные тревоги. 2. Определять и назначать приказом лиц, нуждающихся в диетическом и дополнительном питании. В полугодие: 1. Руководить распределением по подразделениям вновь прибывающего пополнения (учитывать морально-психологические качества в ходе наблюдения и профессионального отбора состояния здоровья). 2. Утверждать план мероприятий по вводу в строй молодого пополнения (ВВК на базе гарнизонных госпиталей, профотбор, прививки). 3. Подписывать приказ, определяющий водителей, предназначенных для перевозки личного состава (проведение ВВК для решения вопроса о допуске к вождению транспортных средств). 4. Проводить, подписывать и представлять на утверждение расписания методических сборов с командирами рот, взводов, сержантов и офицеров управления (включить занятия по безопасности жизнедеятельности и оказанию первой помощи). 5. Проконтролировать проверку полноты учета средств измерений. 6. Подписывать приказ о назначении должностных лиц, ответственных за состояние техники безопасности в части и в каждом подразделении, с определением перечня конкретных обязанностей. Ежегодно: 1. Подписывать приказ о создании комиссии по безопасности военной службы (распределение функциональных обязанностей среди членов комиссии). 2. Подписывать приказ о создании внутрипроверочных комиссий по службам для получения и работы с веществами специального действия, спиртами и ядовитыми веществами с включением в их список независимых лиц. 3. Подписывать приказ о распределении офицеров части по группам для занятий физической подготовкой и спортом. 4. Подписывать приказ о создании комиссии по проверке готовности казарменного фонда и объектов тыла к зимнему периоду (утепление, сушилки). 5. Утверждать список и направлять на гарнизонную ВВК военнослужащих части, работающих в условиях воздействия профессионально вредных факторов труда. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Актуальность рассматриваемой темы обусловлена состоянием безопасности военной службы в повседневной деятельности войск, которое показывает, что уровень безопасности военной службы по-прежнему остается низким и не в полной мере отвечает предъявляемым требованиям. Руководители всех степеней должны обеспечивать необходимые условия безопасности в организации повседневной деятельности и службы войск. Концепция безопасности военной определила основные принципы, направления и положения безопасности военной службы, как в глобальном масштабе, так и в повседневной деятельности. В ней определены основные виды безопасности военной службы и направления ее обеспечения в повседневной деятельности войск. Комплекс задач в сфере поиска новых подходов к обеспечению безопасности военной службы был поставлен перед Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации. |