Система зажигания двигателя ЗМЗ-402Крышки коренных подшип ников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не вза имозаменяемы. Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбаланси рован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника. Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчи ка-распределителя зажигания и мас ляного насоса. Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находя щуюся в зацеплении с шестерней ко ленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толка тели. Штанги толкателей через коро мысла приводят в действие клапаны. Система смазки двигателя — комби нированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7-0,9 кгс/см 2 предо хранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для от ключения масляного радиатора предус мотрен кран. При положении ручки вдоль шланга - он открыт. Система охлаждения — жидкост ная, закрытая. Перед радиатором ус тановлен дополнительный электро вентилятор. Впускной трубопровод подогревает ся отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения - 'зима' и 'лето'. Сопротивление бегунка, кОм 5-8 Сопротивление наконечника свечи, кОм 4-7 Сопротивление центрального контакта крышки*, кОм 8-13 Сопротивление обмотки статора, кОм 0,4-0,45 * На части датчиков вместо сопротивления установлен угольный контакт. СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-402 Система зажигания - бесконтактная. Она состоит из датчика-распределите ля коммутатора, катушки зажигания, свечей зажигания и проводов высоко го и низкого напряжения. Датчик-рас пределитель зажигания (1908.3706) -бесконтактный, с датчиком (генерато ром) управляющих импульсов и встро енным вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания. Датчик-распределитель выполняет две функции: задает момент искрообразования , распределяет импульсы вы сокого напряжения по цилиндрам в со ответствии с порядком их работы. Для этого служит бегунок, надетый на вал датчика-распределителя. В бегунке ус тановлен помехоподавительный рези стор с сопротивлением 8000-13000 Ом. Коммутатор (1313734) размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие им пульсы датчика в импульсы тока в ка тушке зажигания. Техническая характеристика системы зажигания Порядок работы цилиндров 1-2-4-3 Направление вращения против ротора распределителя часовой стрелки Угол опережения зажигания max , град: центробежный регулятор 15-18 вакуумный регулятор 8-10 Свечи зажигания А14ВР Зазор свечи зажигания, мм 0,8-0,95 Датчик-распределитель зажигания: 1 - корпус; 2 - грузик центробежного дви гателя; 3 - винт крепления подшипника; 4 - вакуумный регулятор; 5 - пружина ва куумного регулятора; 6 - диафрагма; 7 - штуцер; 8 - магнитопровод ротора; 9 - постоянный магнит ротора; 10 - ротор; II - крышка; 12 – помехоподавительный резистор; 13 - центральный вывод; 14 - центральный контакт; 15 - бегунок; 16 - фильц; 17 - винт крепления ротора; 18 - обмотка статора; 19 - винт крепления статора; 20 - статор; 21 – магнитопровод обмотки статора; 22 - опора статора;23 - подшипник; 24 - пружина грузика; 25 - упорные шайбы; 26 - втулка;27 - валик; 28 - октан-корректор; 29 - упорная шайба;30 – стопорное кольцо; 31 - штифт; 32 - муфта привода. Статор и крышки генератора стянуты четырьмя винтами. Вал ротора враща ется в шариковых подшипниках, устано вленных в крышках. Смазка в подшипники заложена на весь срок службы ге нератора. Задний подшипник напрессо ван на вал ротора и поджимается зад ней крышкой через пластмассовую втулку. Передний подшипник установлен с внутренней стороны передней крышки и поджат шайбой с четырьмя винтами. В статоре генератора две трехфаз ные обмотки, выполненные по схеме « звезда» и подключенные параллельно друг другу. Выпрямитель - мостовой схемы, состоит из шести диодов. Они запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный внутри задней крышки генератора. На роторе расположены обмотки возбуждения генератора. Выводы обмоток припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к ним подводится через две угольные щетки, установленные в щеткодержателе. Генератор работает совместно с регулятором напряжения, который закреплен на брызговике правого лонжерона под расширительным бачком. При выходе регулятора из строя, его заменяют. Для защиты электронного оборудова ния автомобиля от импульсов напря жения в системе зажигания, а также для снижения радиопомех, между'+' и 'массой' генератора включен конденсатор. Внутренние обмотки генератора и выпрямительный блок охлаждаются воздухом через окна в крышках от центробежного вентилятора, установ ленного на валу ротора. Техническая характеристика генератора 1631.3701 Напряжение номинальное, В 14 Максимальный ток, А 65 Регулируемое напряжение, В 13-15 Сопротивление обмотки возбуждения, Ом 2,5 СТАРТЕР Стартер - четырехполюсный четы рехщеточный электродвигатель посто янного тока с возбуждением от посто янных магнитов, роликовой муфтой свободного хода и двухобмоточным тяговым реле. Крутящий момент от вала якоря передается на ведущую шестерню привода через роликовую обгонную муфту. Стартеры двигателей ЗМЗ-4062 и ЗМЗ- 402 принципиально не отличаются. Стар тер 42.3708-10 установлен на двигатель ЗМЗ-4062 с правой стороны, СТ203-Б4 - на двигатель ЗМЗ-402 слева. Техническая характеристика стартера 42.3708-10 (СТ230-Б4) Номинальная мощность, кВт 1,7(1,0) Номинальное напряжение, В 12 Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А 700 (550) Крутящий момент, не менее кгс-м 1,6(2,0) Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А 80 (85) Стартер : 1 - колпак защитный ; 2 - шайба запорная ; 3 - щетка ; 4,5 - выводы ; 6 - крышка тягового реле ; 7 - контактная пластина ; 8 - тяговое реле ; 9 - обмот ка реле ; 10 - шток ; 11 - возвратная пружина ; 12 - сердечник ; 13 - рычаг ; 14 - крышка ; 15- ось рычага ; 16- удлинитель крышки ; 17- ролик ; 18 - ведущая ( приводная ) шестерня ; 19 - втулка ; 20 - кольцо пружинное ; 21 - втулка упорная ; 22 - вал ; 23 - обгонная муфта ; 24 - пружина ; 25 - полумуфта включения ; 26 - опора промежуточная ; 27- статор ; 28 - обмотка статора ; 29 - ротор ( якорь ); 30 - коллектор ; 31 - крышка ; 32 - щеткодержатель . В стальном корпусе стартера устано влены четыре обмотки возбуждения. Корпус и крышки стартера стянуты двумя шпильками. Вал якоря вращает ся в двух бронзографитных втулках, установленных в крышках и промежу точной опоре. На валу привода установлена муфта свободного хода (обгонная муфта) с приводной шестерней. Она передает крутящий момент только в одном на правлении - от стартера к двигателю, разобщая их после запуска двигателя. Это необходимо для защиты якоря стартера от повреждения из-за чрез мерной частоты вращения. Тяговое реле служит для ввода шестерни привода в зацепление с зубчатым венцом маховика коленчатого ва ла двигателя и включения питания электродвигателя стартера. При пово роте ключа зажигания в положение 'стартер', напряжение подается на обе обмотки тягового реле (втягиваю щую и удерживающую). После замы кания контактов тягового реле втяги вающая обмотка отключается. |