Демографическая ситуация в экономически развитых странах

Демографическая ситуация в экономически развитых странах

Разрешение демографических проблем является сейчас первостепенной задачей для правительств экономически развитых стран.

Настоящая курсовая работа посвящена именно этой актуальной теме. Цель работы заключается в комплексном анализе сложившейся в экономически развитых странах демографической ситуации.

Главные задачи работы: 1) Характеристика демографической ситуации в мире в целом, выделение места развитых стран в протекающих демографических процессах; 2) Выяснение особенностей демографической ситуации в экономически развитых странах: рассмотрение демографического кризиса, основных демографических показателей, наблюдаемых тенденций в изменении сложившейся ситуации. 3) Определение основных направлений демографической политики, проводимой в данных странах с целью улучшения демографической ситуации. В соответствии с поставленными задачами построена сама работа: материал изложен в трех основных главах. При написании работы был использован материал из различных информационных источников: научная и учебная литература, периодические издания, ресурсы глобальной сети Интернет – ссылки имеются в тексте работы. Глава 1. Демографическая ситуация в современном мире В 1988 году Национальное географическое общество США опубликовало карту мира под названием «Земля в опасности». Опасность номер один на этой карте – давление населения. Дело в том, что с середины XX века происходит беспрецедентный в истории человечества рост численности мирового населения. Homo sapiens – человек разумный как вид живых существ, вершина творения жизненных форм на Земле – существует на планете около 100-тысяч лет, но лишь примерно 8 тысяч лет назад на Земле стало насчитываться около 10 миллионов человек.

Численность землян увеличивалась очень медленно, пока они жили охотой и собирательством, вели образ жизни кочевников. Но с переходом к оседлому земледелию, к новым формам производства, особенно промышленного, число людей стало быстро увеличиваться и к середине XVIII составило около 800 миллионов. Затем наступил период всё большего ускорения прироста населения на Земле.

Примерно в 1820 году численность землян достигла 1 миллиарда. В 1927 году эта величина удвоилась.

Третий миллиард был зафиксирован в 1959 году, четвёртый уже через 15 лет, в 1974 году, а всего через 13 лет 11 июля 1987 года было объявлено ООН «днем рождения 5-миллиардного человека»[11]. Шестой миллиард вступил на планету в 2000 году ( см. карты 1, 2 ). Карта 1. Численность населения стран мира, середина 1990-х Карта 2. Время удвоения населения Современная демографическая ситуация представляет собой глобальную проблему. И прежде всего потому, что стремительный рост населения происходит в странах Азии, Африки и Латинской Америки. Так, численность населения мира ежедневно увеличивалась в 90-е годы до 254 тыс. человек[4]. Менее 13 тыс. из этого числа приходилось на долю промышленно развитых стран, остальные 241 тысяча – на развивающиеся страны ( см. рис.1 ). 60% от этого числа приходилось на страны Азии, 20% - на Африку и 10% на Латинскую Америку. Рис. 1. Структура прироста численности населения мира за 2006 год, % (по материалам сайта http :// www . demoscope . ru ) Вместе с тем эти страны вследствие своей экономической, социальной и культурной отсталости меньше всего способны обеспечить своё удваивающееся каждые 20-30 лет население продовольствием, а также другими материальными благами, дать хотя бы элементарное образование подрастающему поколению и предоставить работу населению в трудоспособном возрасте. Кроме того, быстрый рост населения сопровождается своими специфическими проблемами, одной из которых является изменение его возрастной структуры: доля детей до 15 лет на протяжении последних трёх десятилетий увеличилась в большинстве развивающихся стран до 40-50% их населения. В результате значительно выросла так называемая экономическая нагрузка нетрудоспособного населения на трудоспособное, которое ныне в этих странах почти в 1,5 раза превышает соответствующий показатель в промышленно развитых странах. А с учётом более низкой общей занятости трудоспособного населения в развивающихся странах и огромного относительного аграрного перенаселения в большинстве из них, самодеятельное население испытывает фактически ещё более значительную экономическую перегрузку. Как показывает опыт целого ряда стран, снижение темпов роста населения зависит от многих факторов. К таким факторам относятся обеспечение всего населения жильём должного качества, полная занятость, свободный доступ к образованию и медицинскому обслуживанию.

Последнее же невозможно без развития национальной экономики на основе индустриализации и модернизации сельского хозяйства, без развитития просвещения и образования, решения социальных вопросов.

Исследования, проведенные в последние годы в ряде стран Азии и Латинской Америки, показывают, что там, где уровень экономического и социального развития наиболее низок, где большинство населения неграмотно, рождаемость очень высока ( см. карту 3 ), хотя во многих из них и проводится политика по регулированию рождаемости, и наоборот, налицо её снижение при прогрессивных экономических преобразованиях[7]. Карта 3. Суммарный коэффициент рождаемости (2006 год) (по материалам сайта http :// www . sci.aha.ru/map/world ) Не менее актуальна непосредственная связь между ростом мирового населения и такими глобальными проблемами, как обеспеченность человечества природными ресурсами и загрязнение окружающей среды.

Быстрый рост сельского населения уже привел во многих из развивающихся стран к такому «давлению» на природные ресурсы (почву, растительность, животный мир, пресную воду и т. д.), которое в ряде районов подорвало их способность к естественному возобновлению.

Сейчас потребление различных природных ресурсов для промышленного производства в развивающихся странах в расчёте на душу населения в 10-20 раз меньше, чем в развитых[9]. Тем не менее, предположив, что со временем эти страны станут экономически развитыми и достигнут такого же уровня данного показателя, как в наше время в Западной Европе, их потребность в сырье и энергии оказалась в абсолютных величинах примерно в 10 раз больше, чем сейчас у всех стран Европейского сообщества. Если же учесть темпы роста населения развивающихся стран, то их потенциальная потребность в природных ресурсах должна была бы удвоиться к 2025 году, а соответственно могло бы значительно возрасти и загрязнение окружающей среды отходами промышленного производства. По данным ООН[6], при удовлетворении запросов, соответствующих современному западному обществу, сырья и энергии хватит только на 1 млрд. человек, как раз на население США, Западной Европы и Японии.

Поэтому эти страны стали называть «золотым миллиардом». Все вместе они потребляют более половины энергии, 70% металлов, создают ¾ общей массы отходов, из них: США потребляют около 40% мировых природных ресурсов, выделяя свыше 60% всех загрязнений.

Значительная доля отходов остаётся в странах, добывающих сырьё для «золотого миллиарда». Остальное население Земли находится за бортом «золотого миллиарда». Но если бы оно сумело дойти в росте минеральных ресурсов до уровня США, то известные запасы нефти истощились бы через 7 лет, природного газа – через 5 лет, угля – через 18 лет. Остаётся надежда на новые технологии, но все они способны к эффекту при стабильной, а не удваивающейся каждые несколько десятков лет численности населения. Глава 2. Демографическая ситуация в экономически развитых странах 2.1. Демографический кризис 2.1.2. Экономически развитые страны Экономически развитые страны мира давно миновали вторую фазу демографического перехода и вступили в его третью фазу, для которой характерно понижение показателей естественного прироста населения ( см. таблицу 1 ). До недавнего времени каких-либо очень существенных различий в этом отношении между ними почти не наблюдалось.

Однако в последнее время в этой группе стран также стала происходить довольно сильная дифференциация, и ныне эту группу тоже можно подразделить на три подгруппы[1]. Таблица 1. Страны Европы с отрицательным естественным приростом населения[17] В первую подгруппу входят страны, где еще сохраняется довольно благоприятная демографическая обстановка, для которой характерны, по крайней мере, средние показатели рождаемости и естественного прироста, обеспечивающие расширенное воспроизводство населения.

Примером страны такого рода могут служить США, где формула воспроизводства (рождаемость – смертность = естественный прирост) в конце 90-х годов сохранялась на уровне 15‰ – 9‰ = 6‰. Соответственно среднегодовой прирост населения составлял 0,6%. К этой же подгруппе можно отнести Канаду, Францию, Нидерланды, Норвегию, Ирландию, Швейцарию, где среднегодовой прирост населения находился на уровне хотя бы 0,3—0,5%. При таком темпе прироста удвоения населения в этих странах можно ожидать через 100—200 лет, а то и более (в Швейцарии — через 250 лет). Ко второй подгруппе нужно отнести страны, в которых фактически уже не обеспечивается расширенное воспроизводство населения. К ним относятся в основном страны Европы, где суммарный коэффициент рождаемости еще в середине 90-х годов снизился до показателя 1,5. Некоторые из этих стран (например, Польша) еще имеют минимальное превышение рождаемости над смертностью.

Другие же, которых гораздо больше, стали странами с нулевым приростом населения. Это Австрия, Бельгия, Испания, Португалия, Дания, Хорватия, Ирландия.

Наконец, третья подгруппа объединяет страны с отрицательным естественным приростом населения, или, проще говоря, с его естественной убылью (депопуляция) . Суммарный коэффициент рождаемости в этой группе стран также предельно низкий. Число таких стран с «минусовым» приростом населения только в 1990—2000 гг. выросло с 3 до 15. Все они находятся в Европе. Не будет ошибкой утверждать, что страны третьей (а фактически и второй) подгруппы уже вступили в полосу демографического кризиса , который был вызван к жизни комплексом взаимосвязанных причин. В первую очередь к ним относится быстрое, а иногда прямо-таки обвальное снижение показателя рождаемости, что ведет к уменьшению в населении доли лиц молодого возраста. Это явление демографы называют старением снизу . Далее, увеличение средней продолжительности жизни людей в условиях повышающегося уровня материального благополучия также привело к более быстрому, чем предполагалось, увеличению в населении доли лиц старшего («невоспроизводящего») возраста, то есть, как говорят, к старению сверху . Однако пытаться объяснить наступивший кризис только демографическими причинами было бы неправильно. На его возникновение повлияли также многие социально-экономические, психологические, медико-социальные, нравственные факторы, которые вызвали, в частности, такое явление, как кризис семьи[14] . Средний размер семьи в странах второй и третьей подгрупп в последнее время уменьшился до 2,2—3 человек. Да и стала она гораздо менее прочной — с увеличением числа разводов, широкой практикой сожительства без оформления брака, резким ростом числа внебрачных детей. Если в начале 60-х годов число разводов на 1000 браков в странах зарубежной Европы колебалось в пределах от 100 до 200, то в конце 90-х годов оно возросло до 200—300. Еще более вопиющие данные о внебрачных детях, доля которых за это же время увеличилась в 5—10 раз. В Великобритании и Франции, например, доля внебрачных детей превышает 30%. Еще выше она в Дании — 40%. Но «абсолютными чемпионами» в этом отношении были и остаются Швеция, Норвегия и Исландия с показателем свыше 50%[15]. Все эти причины и факторы в странах, перечисленных в таблице 2 , сочетаются по-разному. Так, в Германии и Италии, по-видимому, действительно преобладает влияние демографических факторов. В постсоциалистических странах Центрально-Восточной Европы (Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария и др.) сказалось то, что в 90-х годах им пришлось пройти через довольно мучительный этап реформирования политического строя и перехода от командно-плановой к рыночной экономике. То же относится к Литве, Латвии и Эстонии. А в странах — членах СНГ (Россия, Украина, Белоруссия) естественное ухудшение демографической обстановки совпало с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом 90-х годов. 2.1.2. Россия Что же касается России, то в ХХ в. с демографической обстановкой ей, можно сказать, не повезло.

Первая фаза демографического перехода завершилась в ней к началу ХХ в., но настоящего демографического взрыва за этим так и не последовало. Более того, на протяжении полувека Россия испытала три демографических кризиса: во время Первой мировой и Гражданской войн, в годы коллективизации деревни и жестокого голода и, наконец, в период Великой Отечественной войны. В 60—80-е годы демографическая обстановка в стране в целом стабилизировалась.

Однако в 90-х годах разразился новый, причем особенно сильный, демографический кризис ( см. таблицу 2 ) [12] . Таблица 2. Динамика численности населения и его естественное движение в России Из данных таблицы 2 вытекает, что в 70 — начале 80-х годов демографическое положение России было относительно благоприятным. Так, в 1983 г . в РСФСР родилось 2,5 млн. детей. Затем на рождаемости и естественном приросте населения благотворно сказались начало перестройки и борьба со злоупотреблением алкоголем.

Однако с началом социально-экономического кризиса 90-х годов демографическая ситуация резко ухудшилась.

Начиная с 1992 г . в России происходит абсолютная убыль населения. Можно добавить, что в РСФСР в 1988 г . на одну женщину приходилось еще 2 ребенка (в СССР в целом — 2,2 ребенка), а к концу 90-х годов фертильность женщин в стране снизилась до 1,24 ребенка, тогда как для устойчивого роста населения необходимо более двух.

Согласно имеющимся прогнозам, численность населения России будет продолжать уменьшаться и в первые десятилетия XXI в., когда в зрелый возраст вступит малочисленное поколение, рожденное в 90-е годы, а выходить из рабочего возраста будет самое многочисленное поколение, рожденное в 50-х годах. В результате к 2015 г . число жителей в России может уменьшиться до 138 млн чел. По-видимому, обе демографические крайности — и взрыв и кризис — имеют как свои достоинства, так и свои недостатки.

Поэтому некоторые ученые выдвигают понятие демографического оптимума, который при единой его трактовке для разных регионов и стран может быть количественно неодинаковым. 2.2. Основные демографические процессы [17] Традиционно при рассмотрении структуры населения и динамики его развития учитываются показатели прироста населения и половозрастная структура.

Коэффициент прироста населения зависит от естественного прироста населения (разница между коэффициентом рождаемости и коэффициентом смертности) и коэффициента чистой миграции (разница между показателями иммиграции и показателями эмиграции). Общий коэффициент прироста населения показывает ежегодные изменения численности населения на 1000 человек, что позволяет сравнивать страны с различной численностью населения. 2.2.1. Естественный прирост населения Вследствие резкого снижения количества рождений по сравнению с количеством смертей во всех развитых странах, начавшегося в 1970-х годах, снизился и общий коэффициент естественного прироста населения. В среднем в странах-членах ЕС этот коэффициент упал с 5,7 в 1970 году до 1,7 в 2001 году, а в остальных - с 6,7 в 1970 году до 1,6 в 2001 году, то есть количество смертей превышает сегодня количество рождений. Среди стран-членов ЕС наиболее высокие показатели были у Ирландии, где коэффициент естественного прироста населения в 2001 году составил 7,3 на 1000 человек. Также высоким этот коэффициент был во Франции, Люксембурге и Нидерландах - 4 на 1000 человек.

Дальнейшее рассмотрение стран по регионам обнаруживает сходство между различными странами в показателях естественного прироста населения. В прибалтийских странах (Эстония, Латвия, Литва) с середины 1990-х годов происходит естественная убыль населения. Точно так же страны Центральной и Восточной Европы либо уже столкнулись с угрозой естественной убыли населения (в случае Польши и Словакии), либо в течение продолжительного времени переживают спад в показателях естественного прироста.

Например, в Венгрии коэффициент естественного прироста населения постепенно снижался с начала 1980-x годов, достигнув в 2002 году 3,4. Резкий спад в показателях естественного прироста населения испытали средиземноморские страны - Греция, Италия, Португалия и Испания; средний общий показатель для этих стран, составлявший в 1970 году 9,2, в 2001 году упал до 0,5 (нижний предел был достигнут в 1998 году - 0,1 на 1000 человек). 2.2.2. Чистая миграция Тенденции в чистых показателях миграции не столь очевидны, поскольку приток населения в одну развитую (европейскую) страну может сопровождаться оттоком из другой и миграция во многом зависит от войн и политической нестабильности. В целом, во всех странах на всем протяжении 1990-х годов наблюдался ежегодный прирост населения за счет иммиграции, значительно превышавшей эмиграцию. В 2001 году Ирландия, Люксембург, Португалия и Испания поставили рекорд по чистой иммиграции - 5 на 1000 человек. С другой стороны, население стран-кандидатов в 1900-х годах сократилось вследствие внешней миграции; особенно это заметно в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Прибалтике.

Например, в начале 1990-х годов отток населения из Болгарии, Эстонии, Латвии и Румынии составлял 17 на 1000 человек. 2.2.3. Общий прирост населения Суммируя коэффициенты естественного прироста населения и чистой миграции можно получить коэффициент общего прироста населения. В целом, в 1990-х годах в развитых странах общий прирост населения был положительным, а там, где происходило сокращение естественного прироста, этот процесс восполнялся иммиграцией. В 2001 году наиболее высокими показатели общего прироста были в Ирландии и Люксембурге - 11 на 1000 человек. С другой стороны, в 1990-х годах большинство стран-кандидатов испытывало спад в показателях общего прироста населения, который, в случае многих стран Центральной и Восточной Европы и Прибалтики, усугублялся оттоком населения. 2.3. Половозрастная структура населения Существует взаимосвязь между структурой населения и количеством рождений и смертей.

Половозрастной состав населения определяется не только уровнем рождаемости, смертности и миграции в прошлом, но и во многом сам определяет уровень рождаемости, смертности и миграции в будущем. В настоящее время в половозрастной структуре населения экономически развитых стран можно выделить две основные особенности. Во-первых, количество мужчин в возрасте от 25 до 39 лет превышает количество женщин того же возраста, что, по всей видимости, является отражением структуры иммиграции, поскольку, как правило, иммигрантами бывают трудоспособные мужчины репродуктивного возраста. Во-вторых, по данным на 1999 год, у женщин детородного возраста от 25 до 44 лет рождаемость была выше, чем у женщин из развивающихся стран.

Возрастное распределение населения в значительной степени определяется рождаемостью, но на него также влияют миграция и смертность. Чем больше в возрастной структуре населения трудоспособной молодежи, тем проще задача обеспечения пожилых людей.

Тенденции к росту числа пожилого населения проявились в 1970-х годах, в начале 1980-x они сменились спадом, а в середине 1980-x годов возобновились с новой силой.

Поэтому доля пожилых людей (старше 65 лет) в возрастной структуре населения стран неуклонно возрастает.

Исключение составляют Ирландия (где на всем протяжении 1990-х наблюдается сокращение доли пожилых), Швеция (которая имела наибольшее число пожилого населения в период с 1977 по 2000 год), Австрия, Дания и Великобритания (где с середины 1980-x показатели существенно не менялись). 2.4. Основные демографические тенденции [15] 2.4.1. Снижение показателей рождаемости Как правило, основные демографические тенденции связаны с рождаемостью и международной миграцией.

Структура и динамика населения зависит от решений, принимаемых индивидами и домохозяйствами. На уровень рождаемости влияют социальные решения о заключении брака, разводе, сожительстве и экономические факторы - финансовая нестабильность, а также уровень образования у женщин и их занятость.

Данные показывают, что во всех европейских странах, за исключением Ирландии и Швеции, коэффициент рождаемости упал и теперь находится ниже уровня воспроизводства, составляя 1,5 ребенка на женщину. Такая тенденция неизбежно ведет к естественному сокращению населения, особенно среди молодых групп.

Снижение рождаемости было обусловлено целым рядом факторов (решение заключить брак, решение завести ребенка, решение женщины получить высшее образование, решение женщины начать работать, желаемые уровень жизни и структура семьи). Одной из важных составляющих, рассматриваемых при изучении моделей рождаемости, является брак.

Однако в последнее время во многих странах брак все чаще заменяется сожительством, а процент разводов постоянно растет. С начала 1980-x годов в большинстве стран средний возраст первого брака у женщин постепенно повышался. Если в 1980 году он составлял 23 года, то в 1995 году - уже 26 лет.

Особенно заметным был рост в скандинавских странах: в 2001 году в Швеции - 30 лет, в Дании - 29 лет, в Финляндии - 28 лет. В то же время следует учитывать, что альтернативой браку все чаще становится сожительство. В странах-кандидатах средний возраст вступления в брак также повысился, но в целом он несколько ниже, чем в странах-членах: если в 1980-x годах он составлял 23 года, то в 2001 году - 25 лет.

Стремление получить высшее образование также заставляет женщин отложить решение о заключении брака. В 2000 году в странах доля женщин среди выпускников ВУЗов составила более 6%. Кроме того, после получения высшего образования женщины склонны отдавать предпочтение работе, а не созданию семьи.

Возраст рождения первого ребенка у женщины во многом определяется возрастом вступления в брак или начала сожительства, стремлением получить высшее образование, работу и соответствующий доход, а также желаемым уровнем жизни и структурой семьи. С конца 1970-х годов средний возраст рождения первого ребенка в европейских странах постепенно повышался: если в начале 1980-x годов он составлял 25 лет, то в 2000 году - 27 лет. 2.4.2. Старение населения развитых стран Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) опубликовала доклад о старении и политике занятости[13]. Основная мысль доклада состоит в том, что население развитых стран стремительно стареет, в результате демографические процессы грозят обернуться экономическим кризисом.

Старение населения уже сейчас кардинальным образом сказывается во всех областях повседневной жизни, так будет и дальше.

Эксперты прогнозируют, что этот процесс затронет экономический рост, сбережения, инвестиции и потребление, рынки труда, пенсии, налогообложение и т. д. Так, в течение ближайших трех десятилетий старение населения приведет к ежегодному падению темпов роста мировой экономики с 2,5 процента до 1,7 процента в год. На рынке труда возникнет дефицит рабочей силы, а выплата пенсий станет серьезной нагрузкой для государственных финансов, отмечают эксперты ОЭСР. Острее всего этот вопрос встанет в странах с высокими стандартами качества здравоохранения и питания.

Наибольший урон понесет Европа.

Подсчеты показывают, что в развитых индустриальных государствах к 2050 году на 10 активных работников будет приходиться 7 пенсионеров.

Напомним, что в 2000 году это соотношение составляло 10 к 4. В Европе же соотношение упадет до 1 к 1, что чрезмерно отяготит государственные бюджеты и системы социального страхования. В результате рост ВВП в странах ОЭСР будет на 30 процентов ниже, чем в 1970-2000 годах. ОЭСР предлагает перестать стимулировать преждевременный выход на пенсию, и это не смотря на то, что во многих богатых странах Европы установлен довольно высокий возраст выхода на пенсию - в среднем 65 лет (исключением является Франция, где на пенсию можно уйти в 62 года). Однако эксперты отмечают, что на самом деле жители этих государств, используя развитую систему социального обеспечения, бросают работу задолго до официально установленного срока. Так, реальный возраст выхода на пенсию в Германии, Нидерландах и Испании составляет 61 год, в Италии и Финляндии - 60, в Бельгии, Австрии и Люксембурге - 59 лет.

Поэтому ОЭСР призывает к радикальному реформированию рынка труда, систем пенсионного и социального страхования с целью стимулировать жителей работать дольше.

Равняться, по мнению экспертов, надо на американцев. По данным исследования ОЭСР, проведенным в 19 развитых странах, самые трудолюбивые - американцы, которые работают 34,5 часа в неделю, причем с 1970 по 2002 год количество отработанных часов возросло на 20 процентов.

Европейцы же в среднем работают 28 часов в неделю, при этом количество отработанных часов уменьшается. Во Франции, например, это время с 1970 года уменьшилось на 24 процента, что означает, что среднестатистический француз работает только 611 часов в год.

Лидерами по сокращению продолжительности рабочих часов оказались Германия, Франция, Япония и Великобритания.

Хотелось бы отметить, что проблема старения касается не только развитых стран. По данным Фонда народонаселения ООН, в 1950 году категория пожилых людей составляла 8 процентов, в 2000 году - 10 процентов, к 2050 году она достигнет 21 процента.

Специалисты Фонда утверждают, что примерно через 50 лет впервые в истории человечества на планете будет проживать больше пожилых, чем детей до 15 лет.

Сегодня каждый десятый житель планеты принадлежит к возрастной группе старше 60 лет, а к 2050 году каждый пятый будет принадлежать к этой группе.

Ожидается, что к этому времени количество тех, кому за 80, возрастет в 5 раз. Пока проблема, которая так остра для Европы, в России менее заметна.

Среднестатистический россиянин работает порядка 800 часов в год. В 2002 году на одного пенсионера приходилось два работника. Но по прогнозу Всемирного банка, если в нашей стране пенсионный возраст не повысить, то в 2050 году на 100 работающих придется 93 пенсионера.

Экономисты уже давно рекомендуют поднять планку до 65 лет.

Работать дольше, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что Россия своими жизненными условиями пока очень сильно отстает от развитых стран. По оценкам экспертов, средняя продолжительность жизни в странах Европы, включая и другие развитые страны, в 2000 году составляла 77 лет, а к 2050 году она составит 83 года. Уже сегодня продолжительность жизни, например в Японии, а именно они считаются чемпионами мира по продолжительности жизни, в среднем достигает 82 лет.

Россия же далека от таких достижений, продолжительность жизни у нас составляет 65-68 лет. Так что если повысить пенсионный порог и не улучшить условия жизни, то до пенсии можно и не дожить. 2.4.3. Рост иммиграции в развитые страны На структуру и динамику населения также оказывает влияние миграция, которая определяется микроуровневыми решениями индивидов и домохозяйств.

Иммиграция в страну увеличивает ее население, а эмиграция - сокращает.

Чистая миграция положительна, когда приток иммигрантов превышает отток эмигрантов, и отрицательна, когда дело обстоит наоборот. При этом важно понимать, что проблема миграции сложна, многопланова и всегда связана с четким определением статуса мигрантов и принятием миграционных мер.

Картина международной миграции значительно сложнее.

Вообще в большинстве стран чистая иммиграция невелика, но в отдельных странах время от времени наблюдается значительный приток или отток населения. Одним из факторов, способных вызвать неожиданные перемены в миграционных тенденциях, может стать произошедшее в мае 2004 года расширение Евросоюза.

Развитие миграционных тенденций и их последствия для структуры населения предсказать значительно сложнее, но очевидно, что они во многом зависят от политических решений.

Оценки результатов миграционного обмена между основными регионами мира показывают, что начиная с 1960-х годов более развитые регионы увеличивают свое населения за счет эмиграции из менее развитых регионов мира, став чистыми получателями мигрантов ( см. таблицу 3 ). Более того, чистая миграция в более развитые страны неуклонно увеличивалась в период с 1960 по 2000 год. В 1990-2000 годы развитые страны мира получали ежегодно по 2,5 миллиона мигрантов, причем половина из них - 1,3 миллиона человека - направлялась в Северную Америку. В 2000-2006 годы величина чистой миграции в развитые регионы мира почти не изменилась, но еще больше перераспределилась в пользу Северной Америки, которая стала ежегодно получать по 1,5 миллиона международных мигрантов. В 2007-2010 гг. чистая миграция в развитые страны будет составлять около 2,3 миллиона человек в год, в том числе 1,3 - Северная Америка[10]. Вклад международной миграции в рост численности населения наиболее развитых регионов мира приобретал все большее значение на фоне снижения показателей рождаемости. За 2007-2050 годы миграционный прирост населения развитых стран составит 103 миллиона человек, что с лихвой перекроет естественную убыль населения в результате превышения числа смертей над числом рождений, которое прогнозируется в течение этого периода - 74 миллиона человек. В 2007-2010 годах чистая миграция более чем вдвое превысит естественный прирост населения (рождаемость минус смертность) в восьми странах - Бельгии, Гонконге (специальном административном районе Китая), Испании, Канаде, Люксембурге, Сингапуре, Швеции и Швейцарии. Еще в восьми странах и территориях - Австрии, Боснии и Герцеговине, Греции, Италии, Португалии, Словакии, Словении и на Нормандских островах, - миграция компенсирует превышение числа смертей над числом рождений. 33 из 45 развитых стран являются чистыми получателями мигрантов. В эту группу входят такие страны традиционной иммиграции, как Австралия, Канада, Новая Зеландия и США, большинство страна Западной, Северной и Южной Европы, а также Российская Федерация и Япония.

Таблица 3. Среднегодовой миграционный прирост (убыль) населения групп стран с разным уровнем развития и крупнейших регионов мира, 1950-2050 годы, средний вариант прогноза пересчета 2006 года, тысяч человек

1950-1960 1960-1970 1970-1980 1980-1990 1990-2000 2000-2010 2010-2020 2020-2030 2030-2040 2040-2050
Более развитые -3 556 1 088 1 530 2 493 2 902 2 268 2 269 2 272 2 272
Менее развитые 3 -556 -1 088 -1 530 -2 493 -2 902 -2 268 -2 269 -2 272 -2 272
наименее развитые -104 -148 -447 -788 -37 -29 -277 -373 -375 -375
остальные менее развитые 108 -409 -641 -742 -2 456 -2 873 -1 991 -1 896 -1 897 -1 897
Африка -125 -242 -289 -267 -310 -416 -377 -395 -393 -393
Азия 194 -22 -377 -451 -1 340 -1 311 -1 210 -1 221 -1 222 -1 222
Европа -489 -31 288 441 1 051 1 271 799 805 808 808
Латинская Америка -68 -293 -415 -781 -775 -1 108 -616 -590 -595 -595
Северная Америка 403 479 748 972 1 277 1 453 1 305 1 300 1 300 1 300
Океания 85 109 44 86 96 111 99 101 102 102
Источники : United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division. World Population Prospects: The 2006 Revision, Highlights. - New York , 2007. http://www.un.org/esa/population/publications/wpp2006/WPP2006_Highlights_rev.pdf Тенденция перемещения мигрантов из менее развитых в более развитые страны мира будет преобладать до середины текущего века, однако и миграционные потоки между развивающимися странами будут значительны.

Большое число мигрантов привлекают такие страны, как Гонконг (САР Китая), Израиль, Кувейт, Малайзия, Катар, Саудовская Аравия, Сингапур, Южная Африка, Таиланд и ОАЭ. В Иордании и Сирии сконцентрировано больше всего беженцев из Ирака.

Многие африканские страны принимают значительное число беженцев из соседних стран. По средним показателям за 2005-2050 годы основными чистыми реципиентами международных мигрантов, согласно прогнозам, будут Соединенные Штаты Америки (1,1 миллиона человек в год), Канада (200 тысяч человек в год), Германия (150), Италия (139), Великобритания (130), Испания (123) и Австралия (100 тысяч человек в год). Странами с наиболее высокими показателями чистой эмиграции, согласно прогнозам, будут Китай (-329 тысяч человек в год), Мексика (-306), Индия (-241), Филиппины (-180), Пакистан (-167) и Индонезия (-164). Итак, несмотря на значительные культурные, социальные, политические и экономические различия между европейскими странами, демографические тенденции довольно схожи. В то же время существуют определенные различия в степени изменений: наблюдается либо тенденция к сокращению естественного прироста населения, либо к его естественной убыли.

Сокращение естественного прироста населения обусловлено целым рядом демографических факторов. В целом, несмотря на различия в степени и продолжительности перемен, в основе такого развития лежат схожие микроуровневые тенденции: · повышение возраста первого брака; · повышение возраста рождения первого ребенка; · повышение показателей разводимости; · падение показателей рождаемости ниже уровня воспроизводства населения; · повышение числа пожилых людей.

Поскольку изменения в естественном приросте населения происходят медленно, будущую структуру населения и потенциальные проблемы относительно легко поддаются прогнозированию. Но именно поэтому очень трудно повлиять на такое развитие при помощи политических решений. Глава 3. Демографическая политика развитых стран 3.1. Опыт реализации демографической политики [ 5, 17] 3.1.1. Франция Определенным эталоном демографической политики является Франция, первая из европейских стран столкнувшаяся с депопуляцией населения и разработавшая систему мер по ее преодолению и увеличению численности населения.

Динамика численности населения Франции следующая: 1801 год – 28,3 млн. человек, 1901 год – 40,7 млн. человек, 2002 год - 59,8 млн. человек. В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье.

Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше.

Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

Активная демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, проводится во Франции с начала 20-х годов прошлого века.

Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты. В 1946 году во Франции была введена в практику широкая система денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленная на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка (пронаталистская политика). В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на 1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%. Суженный режим воспроизводства населения побуждал правительство стимулировать миграцию иностранных рабочих и принимать меры по повышению рождаемости. С 60-х годов XIX века до 30-х годов XX века миграционный прирост населения Франции составил 3,2 млн. человек, что обеспечило 3/4 общего прироста числа жителей. В 1931 году во Франции было 2,7 млн. иностранцев и 0,4 млн. натурализовавшихся. В 1931 году рабочие-иностранцы составляли свыше 40% шахтеров, 1/3 металлургов, 1/4 строителей и 1/3 сельскохозяйственных рабочих. Во второй половине XX века, за 1946-1974 годы население Франции увеличилось на 12,1 млн. человек, в том числе на 8,5 млн. человек - за счет естественного прироста населения, на 2,4 млн. человек - за счет иммиграции и на 1,2 млн. человек – за счет репатриации французов из бывших колоний.

Современные меры демографической политики Франции оказывают существенное влияние на материальное положение семей с детьми.

Базовое пособие на ребенка назначается всем лицам, проживающим во Франции и имеющим не менее двух детей, независимо от гражданства, на их детей в возрасте до 20 лет, проживающих в стране.

Размер пособия дифференцирован в зависимости от числа детей: на двоих детей – 107 евро в месяц, на троих – 244, на четверых – 382, на пятерых – 519, на шестерых – 656 евро. На каждого последующего ребенка выплачивается надбавка в размере 137 евро.

Предусмотрены надбавки детям старше 11 лет – 30 евро и старше 16 лет – 54 евро. Такая надбавка не выплачивается на первого ребенка семьям с двумя детьми. Доход семьи не влияет на размер этого пособия. В зависимости от дохода семьи выплачиваются следующие дополнительные пособия: o пособие на каждого ребенка в возрасте до трех лет в зависимости от дохода с четырех месяцев беременности в размере 154 евро; o пособие одиноким родителям 502 евро в месяц плюс надбавка на каждого ребенка 167 евро в месяц; o пособие к новому учебному году на детей с 6 лет до 18 лет, которые учатся в размере 67 евро; o семейная доплата семьям или одиноким родителям с низкими доходами, имеющими 3 трех и более детей в возрасте от 3 трех до 21 года в размере 139 евро в месяц.

Помимо этого еще установлены пособия на учебу на детей-инвалидов (107 евро в месяц), жилищные пособия семьям с детьми.

Выплачиваются также пособия по уходу за ребенком до 6 лет, проживающим дома.

Размер пособия зависит от дохода семьи.

Максимальный размер пособия составляет 1500 евро в квартал семьям, чей годовой доход не превышает 33658 евро, а возраст детей - 3 лет.

Пособия на детей от 3 до 6 лет не превышают 500 евро в квартал.

Выплачиваются также пособия семьям, нанимающим нянь для детей младше 6 лет.

Пособия родительского присутствия выплачиваются родителям вынужденным прекратить или сократить свое присутствие на работе из-за тяжелой болезни ребенка.

Размер пособия зависит от оставшегося дохода.

Предусмотрены надбавки для одиноких родителей. Детям-сиротам назначается ежемесячное пособие 100 евро. В последние годы введены также единовременные пособия на рождение ребенка в сумме 260% базовой зарплаты на первого и 717% на каждого последующего ребенка, а отпуск по беременности стал оплачиваться в размере 90% заработка. 3.1.2. Швеция Росту населения в последние годы страна обязана щедрой демографической политике; семейные пособия выплачиваются всем, включая иммигрантов. По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной.

Модель гендерной политики Северных стран – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической самостоятельности женщин в браке – каждая женщина имеет реальные возможности заработка. По мнению шведских специалистов, защита трудовых прав женщин в сфере занятости является самой проблемной областью политики обеспечения равных прав и возможностей.

Больше всего обращений в юридическую службу Омбудсмена по вопросам равноправия на рынке труда касаются защите прав беременных женщин при трудоустройстве и при увольнении по контракту.

Практически все конфликты решаются в интересах женщин.

Обеспечивается необходимое количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей.

Работающие родители имеют право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет.

Большое внимание уделяется в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия. В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных бюджетов.

Центры бесплатно консультируют подростков по вопросам психологии межличностных отношений, контрацепции, создания семьи.

Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Помогают разобраться с сексуальной ориентацией, не навязывая своей точки зрения.

Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Развитие сексуального образования в Швеции имеет длительную историю.

Впервые вопрос о необходимости его обеспечения в школе обсуждался в 1905 году на съезде Союза шведских педагогов. С 1942 года введено половое воспитание в школах. При этом осуждались добрачные связи, одинокие матери и ничего не говорилось о сексуальных отношениях.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже – ответственности мальчиков за аборты и однополые связи. В Швеции осуждаются термины «сексуальные меньшинства» и «нетрадиционная сексуальная ориентация» как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира). Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия.

Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье.

Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции. 3.1.3. Бельгия В Бельгии государство осуществляет широкий круг мер в рамках демографической политики: выплата пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д.

Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет. 3.1.4. Австрия В Австрии при определении размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи.

Помощь семьям выдается из общественных фондов.

Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей.

Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений.

Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя.

Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет. 3.1.5. Италия В Италии одной из целей демографической политики является улучшение положения женщин и забота о семье.

Пособия семьям выплачиваются в зависимости от дохода.

Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается.

Учащимся выплачивается пособие до 25 лет. 3.1.6. Евросоюз Между странами-членами Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке семей с детьми. В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи.

Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие – государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей.

Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что семейные пособия являются одной из форм семейной политики, реализуемых в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия.

Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет. В большинстве стран Евросоюза, пособия семьям, имеющим детей, выплачиваются из бюджета и не связаны с социальным страхованием.

Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране.

Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в большинстве стран Евросоюза зависит от возраста ребенка. При этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается.

Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также дифференцируются в зависимости от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения.

Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей. В настоящее время в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил иммиграцию как основной способ решения проблемы. В докладе указано, что суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн до 468 млн человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.). В докладе указывается, что демографический спад может иметь серьезные последствия для уровня жизни и отношений между поколениями. 3.1.7. США Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия. 90-е годы прошлого столетия были рекордными по миграционному приросту населения, который составил 10 млн. человек.

Основная масса иммигрантов – люди в трудоспособном и детородном возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы из Азии и Латинской Америки с установками многодетности. В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень рождаемости в США растет и США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения. Въезд в страну молодых семей из-за рубежа позволил отчасти нивелировать негативное воздействие на рождаемость кризиса американской семьи, который проявляется в сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Так, с начала 70-х до начала 80-х годов число несемейных домохозяйств увеличилось в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х годов эти процессы протекают более плавно. В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий идеология социальной политики США складываются из следующих принципов: o либерального индивидуализма как высшей ценности; o трудовой этики как базового элемента системы ценностей; o доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию; o свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи; o распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств; o влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно; o определенное оправдание расизма; o отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов). А самое главное – это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость проведения пронаталисткой демографической политики. В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке самых нуждающихся. До 30-х годов прошлого века социальная поддержка обеспечивалась на уровне общин и волонтеров. В 1935 году принят Закон о социальном обеспечении, гарантирующий право на социальную защиту самым нуждающимся. В основном она заключалась в предоставлении услуг и натуральных выплат. В настоящее время материальная поддержка реализуется через систему налоговых льгот и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны. В США только в 1993 году введены обязательные неоплачиваемые отпуска по беременности и родам продолжительностью до 12 недель на предприятиях с численностью свыше 50 человек и при наличии стажа не менее 1250 часов за предыдущий год. В это время сохраняется только рабочее место. В настоящее время социальное обеспечение США в значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как правило, крупные фирмы имеют программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др. 3.2. Общие итоги демографической политики Старение населения и его последствия нельзя предотвратить при помощи иммиграции. В исследовательской литературе широко обсуждается вопрос о том, способна ли иммиграция восполнить нехватка населения трудоспособного возраста.

Несмотря на многообразие точек зрения, все исследователи сходятся в том, что такая политика не может быть осуществимой или приемлемой в долгосрочной перспективе. Чтобы восполнить нехватку трудовых ресурсов, потребовалось бы рекордное количество иммигрантов. К тому же, в нынешней социально-политической обстановке, когда экономически развитые страны пытаются ограничить иммиграцию, такое количество иммигрантов было бы просто неприемлемым. Но даже в том случае, если бы столь значительному числу трудовых иммигрантов было позволено заниматься трудовой деятельностью в данных странах, проблема старения населения едва ли была бы решена.

Скорее, замедление старения населения от этого в краткосрочной перспективе оказалось бы простым откладыванием проблемы в долгосрочной перспективе. Те же иммигранты сами стали бы стареть, создавая тем самым диспропорции в возрастной структуре населения. К 2050 году приток мигрантов составил бы 59-99% от общего населения. Такой высокий уровень миграции не наблюдался в прошлом ни в одной из рассмотренных стран или регионов. Более того, крайне маловероятно, что такой приток может произойти в обозримом будущем. Таким образом, речь идет о том, можно ли использовать иммиграцию для действенного замедления старения населения, а не его предотвращения. Но проблема восполнения нехватки трудоспособного населения при помощи иммиграции далека от решения.

Важные вопросы остаются без ответа.

Например, с начала 1980-x годов существовали серьезные различия между американской и европейской иммиграционной политикой.

Политика США была более открытой к иммиграции квалифицированной рабочей силы по сравнению с относительно закрытой политикой европейских стран. За тот же период производительность в США значительно выросла по сравнению с производительностью в странах ЕС. Поэтому важно установить существование зависимости между большей открытостью американской политики и более высоким экономическим ростом.

Государственная политика может замедлить снижение показателей рождаемости.

Государственная политика может влиять на рождаемость. Но этот вывод нуждается в целом ряде важных оговорок, а именно: · не существует какой-то одной политики, которую можно было бы порекомендовать для улучшения рождаемости; · на действенность такой политики большое влияние оказывает политический, социальный и экономический контекст; · чтобы последствия такой политики стали зримыми, требуется много времени.

Влияние правительственной политики всегда оказывается ограниченным, поскольку она может лишь замедлить снижение показателей рождаемости, но не остановить его или привести эти показатели хотя бы к уровню воспроизводства населения. Этот вывод подтверждается конкретными исследованиями. На сегодняшний день во Франции имеются вторые по величине показатели рождаемости в Европе и одна из наиболее проработанных семейных политик. Кому-то относительно высокие показатели рождаемости во Франции могут показаться удивительными, поскольку она была первой страной в Европе, пережившей спад рождаемости, который вызвал глубокую озабоченность населения и правительства. Но благодаря принятию семейного законодательства государству удалось заметно повысить рождаемость. В отличие от Франции, Испания в настоящее время занимает второе место среди стран ЕС с самой низкой рождаемостью, уступая только Италии, и не имеет четкой демографической политики.

Однако поколением ранее (в 1971 году) Испания занимала второе место среди европейских стран с самой высокой рождаемостью.

Резкое снижение рождаемости связано с отказом от семейной политики, проводившейся режимом Франко (запрет контрацепции, поощрение больших семей), и переходом к демократическому режиму с пассивной демографической политикой. В Польше и ГДР после падения «железного занавеса» в 1989 году произошло снижение рождаемости. В ГДР неоднократно принимались различные пакеты семейной политики, направленные на повышение рождаемости. В то же время программа 1986 года оказалась не столь действенной, как программа 1972 года.

Экономические стимулы восточногерманской политики 1976 года оказали прямое влияние на рост рождаемости: коэффициент рождаемости вырос с 1,54 в 1975 году до 1,94 в 1980 году.

Однако в долгосрочной перспективе воздействие этой политики было не столь зримым. В Польше успехи семейной политики 1970-x годов сменились кратковременным спадом рождаемости в середине 1980-x годов. В конце 1980-x годов спад рождаемости возобновился, а в 1990-х годах, с началом экономических преобразований, сопровождавшихся изменением социальной и экономической политики, он приобрел катастрофические масштабы. В свою очередь, снижение рождаемости и последующие перемены могут быть связаны не столько с изменением политики, сколько с социально-экономической ситуацией.

Например, в Испании низкие показатели рождаемости объяснялись среди прочего высоким уровнем безработицы среди лиц до 30 лет, высокими расходами на жилье и склонностью молодежи жить вместе с родителями дольше, чем в других европейских странах. Таким образом, косвенная политика, стимулирующая экономический рост, способна сократить безработицу и увеличить наличные доходы. В определенной мере росту рождаемости может способствовать также принятие программы по строительству более доступного жилья для молодых семей. В большинстве стран демографическая политика, влияющая на рождаемость, как правило, направлена на другие цели.

Например, в Швеции задача семейной политики и политики полной занятости заключается, прежде всего, в том, чтобы позволить парам совмещать воспитание детей с работой.

Поэтому было бы ошибкой считать основной целью политики, к примеру, предоставления отпуска по уходу за ребенком именно увеличение рождаемости. В рамках этой политики такая задача, безусловно, имеет второстепенное значение. Кроме того, любая политика, направленная на повышение показателей рождаемости, должна быть доступной.

Согласно исследованию канадской демографической политики, повышение рождаемости до уровня воспроизводства (с 1,69 ребенка на женщину в 1988 году) потребовало бы семикратного увеличения семейных пособий - с 289 до 1982 канадских долларов в год, а этот уровень не так уж сильно отличается от семейных пособий в некоторых европейских странах. В этом случае одним из возможных выходов может стать обращение к французскому опыту «политики третьего ребенка». Французское правительство уделяет ей такое внимание, так как считает, что повлиять на общее число детей (решение иметь больше детей) проще, чем на решение вообще иметь детей (решение завести первого ребенка). Поскольку в настоящее время в Европе большинство пар стремится завести хотя бы одного ребенка и зачастую откладывает рождение второго и последующих детей из-за экономической неопределенности, использование французского опыта может оказаться весьма действенным при разработке общеевропейской политики увеличения рождаемости. При этом следует понимать причинную связь между политическими решениями и изменениями в поведении, связанном с рождаемостью, однако данные, необходимые для этого, зачастую оказываются неполными, особенно когда дело доходит до выбора политики. Ни одна политика сама по себе не срабатывает. Ни одно политическое вмешательство само по себе не в состоянии полностью преодолеть низкую рождаемость во всех ситуациях.

Безусловно, при помощи отдельных политических инструментов правительствам иногда удавалось замедлить снижение рождаемости.

Например, за последние десятилетия Франция добилась определенных успехов, сосредоточив внимание на «политике третьего ребенка». Но едва ли оправданно связывать эти успехи с одним-единственным политическим механизмом.

Скорее, речь следует вести о создании социальной, экономической и политической обстановки, способствующей рождению большего числа детей. И такая обстановка может быть создана только при сочетании целого ряда различных политических мер, направленных на достижение этой цели.

Швеция преодолела снижение рождаемости, прибегнув к использованию нескольких политических инструментов.

Политика предоставления отпуска по уходу за ребенком в 1980-x годах позволила многим женщинам одновременно растить детей и сохранять за собой свое рабочее место. Но ни социальное обеспечение детей, ни длительные отпуска по уходу за ребенком сами по себе не привели к повышению рождаемости в конце 1980-x годов. По-видимому, именно сочетание этих политик с политикой, направленной на обеспечение равенства полов в оплате труда, сыграло важную роль при создании семей и повышении качества жизни. В бывшей ГДР на повышение рождаемости повлиял пакет семейной политики 1976 года, который предполагал предоставление длительных декретных отпусков, оплачиваемых отпусков при совмещении работы и учебы, беспроцентных ссуд новобрачным, высоких ежемесячных пособий на ребенка и качественного медицинского обслуживания. И вновь - при создании семей решающую роль сыграла не какая-то отдельная мера, а весь комплекс мер.

Однако пакет схожих политических мер, принятый в 1986 году, к желаемому эффекту не привел.

Наконец, не существует универсального рецепта политики повышения рождаемости: то, что сработало в одной стране, вполне может не сработать в другой.

Исследования показывают, что в одних странах корреляция между размером социальных трансфертов семьям и уровнем рождаемости существует, а в других такой корреляции нет, хотя следует подчеркнуть, что само по себе это не подразумевает наличия причинной связи.

Поэтому семейная политика - это необходимая, но недостаточная составляющая демографической политики, направленной на повышение рождаемости.

Несмотря на то, что в рассмотренных странах проводилось множество разного рода демографических мероприятий, нет никаких свидетельств того, что они были сколько-нибудь скоординированными или направленными исключительно на повышение рождаемости.

Однако если ЕС хочет предотвратить, а не смягчить последствия старения населения и сокращения человеческого капитала уже в следующем поколении, он вынужден будет обратиться к демографической политике.

Политические, экономические и социальные контексты. Как правило, одинаковые политические меры приводят к различным демографическим результатам вследствие сложных и изменчивых политических, экономических и социальных контекстов, в которых они осуществляются.

Лучшими примерами здесь служат ГДР, Польша и Испания.

Снижение рождаемости в бывшей ГДР после воссоединения Германии нельзя отнести на счет определенной политики; скорее оно связано с изменением социальной среды.

Женщины, столкнувшиеся со сложной личной экономической ситуацией, не станут сразу же заводить детей. Точно так же переход к свободной рыночной экономике в Польше вызвал изменение экономической обстановки, лишил семьи стимулов заводить детей и привил западные ценности широким слоям общества. В Испании резкий спад рождаемости был связан с демократическим правлением, наступившем вслед за падением режима Франко.

Франция предусмотрительно озаботилась тем, что снижение рождаемости ставит под угрозу ее экономику.

Поэтому французская демографическая политика в большей степени вмешивается в жизнь семей, чем политика других европейских страны. В Швеции значительное влияние на рождаемость оказал экономический контекст.

Уровень женского дохода напрямую связан с деторождением.

Политика, поощряющая женский труд, может способствовать экономическому росту, но она в конечном итоге приведет к снижению рождаемости, если не будет сопровождаться соответствующей семейной политикой, позволяющей женщинам сочетать рождение и воспитание детей с работой.

Результаты демографической политики проявляются не сразу.

Внедрение политики происходит медленно. В этом процессе можно выделить пять основных этапов: 1. достижение политического согласия; 2. преобразование согласия в политику; 3. проведение политики; 4. изменение поведения на микроуровне вследствие этой политики; 5. достижение (прямой или косвенной) цели политики. Таким образом, прямая или косвенная государственная политика, направленная на преодоление спада рождаемости, требует многолетних усилий и, как правило, оказывается малопривлекательной для политиков.

Несмотря на то, что отдельные политические меры (например, запрет, ограничение или свобода абортов) в краткосрочной перспективе могут приводить к впечатляющим последствиям, обычно они имеют лишь кратковременный эффект.

Избирательные циклы и циклы демографической политики не совпадают, и потому у политиков нет непосредственных стимулов для проведения такой политики.

Обычно они склонны отдавать предпочтение политике, которая не требует значительных временных затрат. Одним из способов смягчения неблагоприятных последствий низкой рождаемости и старения населения является увеличение человеческого капитала за счет создания условий, при которых женщинам и пожилым людям выгодно работать, а не заниматься ведением домашних дел или выходить на пенсию.

Однако политика полной занятости, стимулирующая труд женщин, может оказывать негативное влияние на рождаемость, если женщины предпочитают семье карьеру. В то же время таких последствий можно избежать: пример Швеции свидетельствует о том, что сочетание политики полной занятости с продуманной семейной политикой может оказывать благотворное воздействие на рождаемость. В 1970-1980-х годах, благодаря политике шведского правительства, неблагоприятные последствия от участия женщин в трудовой деятельности были сведены к минимуму, рождаемость в стране увеличилась и повысилась занятость женщин. Но шведский пример также свидетельствует о том, что такое равновесие неустойчиво, поскольку оно всецело зависит от благоприятной экономической обстановки. Таким образом, миграция и политика, направленная на повышение рождаемости, едва ли способны остановить старение населения, хотя они могут его замедлить.

Заключение Сегодня почти все экономически развитые страны переживают длительный спад в рождаемости и, следовательно, старение населения.

Показатели рождаемости в большинстве из них находятся ниже уровня воспроизводства населения (2,1 ребенка на семейную пару), что приводит к сокращению естественного прироста населения, а в некоторых случаях - к естественной убыли. В то же самое время в структуре населения продолжает расти доля экономически и социально неактивных пожилых людей, а численность трудоспособного населения по отношению ко всему населению сокращается. К тому же, иммиграция, которая потенциально могла бы восполнить сокращение численности трудоспособного населения, в большинстве развитых стран остается низкой. Такие демографические тенденции могут привести к разрушительным последствиям для экономики: сокращение доли трудоспособного населения приводит к сокращению человеческого капитала и, следовательно, может привести к снижению производительности; пенсионная система и система социального страхования могут стать слишком обременительными; забота о растущем пожилом населении может целиком лечь на плечи домохозяйств; рост пожилого населения требует значительного увеличения расходов на здравоохранение.

Старение населения, которое обусловлено низкой рождаемостью и увеличением средней продолжительности жизни, скорее всего, заставит правительства экономически развитых стран перестроить системы социального страхования.

Различия в социальной, экономической и политической структуре этих стран отражаются на различиях в демографической структуре.

Обеспокоенность этими тенденциями вызвала горячие споры о том, какая политика может способствовать их преодолению или, по крайней мере, смягчению негативных последствий. Во время этих споров обсуждались три основных подхода: 1. поощрение брака/сожительства и деторождения при помощи государственных мер, направленных на изменение структуры доходов у пар, решающих создать устойчивые союзы и заводить детей; 2. поощрение иммиграции трудоспособного населения из других стран; 3. реформа социальной политики: например, увеличение установленного законом пенсионного возраста или поощрение женской занятости, которое придает пенсионной системе устойчивость в долгосрочной перспективе.

Однако взаимосвязь между политикой и демографией до сих пор остается не до конца изученной и зачастую выяснение действительных причин демографических изменений оказывается очень сложной, а иногда и невыполнимой задачей.

Библиографический список использованной литературы: 1. Алисов Н.В. Хорев Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): учеб. для вузов. М., 2001. 2. Вишневский А. Разная смертность // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - №5. - С. 180. 3. Гумилев Л. Этногенез и биосфера Земли . Москва, 1994 4. Дауренбеков А. О концепции человеческого развития на современном этапе // вопросы статистики. - 2001 - №2. - С. 26-27. 5. Елизаров В. В. Демографическая политика. - В кн.