Талакан чёрное золото Якутии - развитие производственной и социальной инфраструктуры удаленного регионаВасилий Николаевич вновь и вновь возвращался к не дававшему ему покоя вопросу. Он понимал, что рабочий день уже закончен, и он дома, и что необходимо сбросить это напряжение, но не мог. Механически нажал на кнопку пульта телевизора… Диктор: «…До сих пор неясно кто станет владельцем лицензии самого крупного нефтегазоконденсатного месторождения Якутии. Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) рассматривает дело по результатам тендера 2001 г. и на днях должно вынести решение о принятии результатов тендера и объявлении победителя, либо аннулировании результатов данного тендера и назначении нового аукциона». Выключив телевизор, Василий Николаевич понял, что сегодня он не уснёт. Василий Николаевич очень любит и трепетно относится к своей Родине. Он с малых лет своей жизни всегда хотел, чтобы всё было по справедливости. И, наверное, именно эта черта его характера определила его будущую профессию - юриста, а в дальнейшем - арбитражного судьи. Он принимал решения, во многом, судьбоносные для своей Республики. Одним из главных на настоящий момент, и, скорее, во всей его жизни являлось дело по Талаканскому месторождению. 1. Краткая характеристика региона Республика Саха (Якутия) является самым крупным по площади субъектом Российской Федерации (3103,2 тыс. кв. км.), занимает пятую часть всей территории страны, см..Рис.1. Численность постоянно проживающего населения составляет на 01.07.2006г. – 950,4 тыс. человек. Якутия - один из самых холодных регионов страны. Большая часть территории республики лежит в зоне вечной мерзлоты. Климат суровый, резко континентальный. Годовая амплитуда температур воздуха составляет более 100 градусов. Абсолютный минимум температуры в Якутске достигает минус 64 градусов, а в Верхоянском районе 'полюса холода' до -70 градусов. Лето короткое, но жаркое. Абсолютный максимум в Якутске достигает +38 градусов, в районе 'полюса холода' до +35 градусов. Минерально-сырьевой потенциал Республики Саха (Якутия) по данным последней переоценки Министерства природных ресурсов Российской Федерации на 2006 год составляет 78,4 триллиона рублей. Рис. 1. Минерально-сырьевой потенциал Республики Саха (Якутия). В то же время, необходимая для улучшения качества жизни населения пространственная инфраструктура региона (сети автомобильных и железных дорог, нефтеи газопроводов, в том числе для промышленных нужд и социальной программы газификации населения) при такой большой территории и малой плотности населения развиты слабо в сравнении с хорошо освоенными центральными регионами. Главными источниками финансирования и движителями ее развития являются региональный бюджет (региональные программы и планы социально-экономического развития), федеральный бюджет (субвенции, поступления в рамках федеральных программ и национальных проектов), предусмотренные в бизнес-планах инвесторов (вкладывающих в освоение ресурсной базы региона) инфраструктурные проекты. В этом перечне освоение нефтегазового потенциала Республики Саха (Якутия) и непосредственно Талаканского месторождения занимает одно из важнейших мест. Рис. 2. Инфраструктура региона: состояние и проекты развития. 2. Из истории месторождений нефти и газа Многие поколения российских геологов мечтали открыть большую нефть в Якутии. Еще перед Великой Отечественной войной на юге республики в одной из скважин был получен небольшой приток древней, кембрийской нефти. Но по-настоящему большие открытия пришли только в семидесятые-восьмидесятые годы, когда в Западной Якутии, в районе г. Ленска, был открыт ряд месторождений газа, а затем и нефти. В конце восьмидесятых - начале девяностых годов были сделаны главные открытия – крупные Чаяндинское газовое и Талаканское (1987 г.) нефтяное месторождения. Однако с началом перестройки государство не смогло в полной мере профинансировать геологоразведку и подготовку месторождения к освоению. И вскоре, уже в начале 90 х, эти работы фактически замерли. С 993 г. за доразведку месторождения взялась Республика Саха (Якутия). На свои средства она провела все нужные геологические работы, оформила соответствующие документы, необходимые для начала разработки. Так, была организована Национальная нефтегазовая компания ' Саханефтегаз ', которая завершила разведку, произвела подсчет запасов нефти и газа Чаяндинского и Талаканского месторождений и представила их на утверждение в Государственную комиссию по запасам полезных ископаемых (ГКЗ) России. Была начата опытно-промышленная эксплуатация [1] Талаканского месторождения. В 1993 г. лицензия на геологическое изучение недр с одновременным правом ведения добычи в режиме опытно-промышленной эксплуатации была выдана ОАО « Ленанефтегаз » (дочернее предприятие ОАО « Саханефтегаз »). Срок действия лицензии истек в 1998 году , после чего Министерство природных ресурсов РФ неоднократно продлевало ее. Сегодня Талаканское нефтегазовое месторождение одно из крупных в России. Извлекаемые запасы составляют 124,2 млн. т нефти и 54,1 млрд. куб. м газа [2] , а геологические запасы [3] нефти составляют 300 млн. тонн. 3. Тендер Первый скандал вокруг Талаканского месторождения возник в 2001 году, когда ОАО « Саханефтегаз » выиграл тендер Министерства природных ресурсов Российской Федерации на его разработку, предложив самую большую сумму разового платежа за пользование недрами – $501 млн. Второе место занял ОАО « Сургутнефтегаз », его предложение по размеру бонуса было в 8,5 раза меньше – $61 млн. Однако, как оказалось в последствии, победитель конкурса и не планировал платить за Талаканское месторождение всю названную сумму. ОАО « Саханефтегаз » намеревался осуществить выплаты за приобретение лицензии на разработку месторождения только в федеральный бюджет, а долю Якутии, составлявшую 301 млн. $, компания предложила считать своим долгом перед республиканским бюджетом. Парламент Республики Саха (Якутия) заблокировал этот вариант, потребовав от ОАО « Саханефтегаза » полного выполнения обязательств. Предприятие ответило отказом, и в начале 2002 года результаты тендера были аннулированы. В то же время, ОАО «НК ЮКОС» (в 2001 году) осуществляет скупку акций дочерних предприятий ОАО « Саханефтегаза » за 30 млн. $, которые впоследствии обменивает на контрольный пакет ОАО « Саханефтегаз ». Получив контроль над держателем временной лицензии на разработку Талаканского месторождения, ОАО « НК ЮКОС» намеревалось одержать победу на следующих торгах, намеченных на декабрь 2002 г. Однако аукцион был отменен, а временная лицензия сроком на 1 год снова оформлена на ОАО « Ленанефтегаз ». После того, как действие временной лицензии истекло, Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР РФ) решило её не продлевать. Новая временная лицензия сроком на 1 год была предоставлена ОАО « Сургутнефтегаз » в октябре 2003 г. МПР РФ аргументировало свой выбор тем, что ОАО « Сургутнефтегаз » является одним из добросовестных недропользователей, обладающих необходимыми техническими возможностями и финансовым потенциалом, а на предшествующих торгах была второй. Предполагалось, что следующий аукцион по выдаче лицензии на право разработки Талаканского месторождения пройдет во втором квартале 2004 года. На участие в аукционе подали заявки 10 нефтяных компаний: Total RRR, ОАО 'Сибнефть', ОАО ' Сургутнефтегаз ', ОАО 'Тюменская нефтяная компания', ОАО НК 'Роснефть', ОАО ' Самаранефтегаз ', ООО 'Восточно-Сибирская сервисная компания', ОАО 'Газпром, 'ЗАО ' Дальинкомнефть ', ЗАО ' Севморнефтегаз ' (контролируется компаниями ОАО НК 'Роснефть' и ОАО 'Газпром'). Однако, получив временную лицензию, ОАО « Сургутнефтегаз » подал иск в Арбитражный суд Якутии, настаивая на том, что по результатам тендера, прошедшего в 2001 г. , компания имеет право на получение постоянной лицензии, как компания, занявшая второе место. И теперь всё зависело от решения Арбитражного суда Республики Саха (Якутия). 4. Дилемма Ситуация требовала от Василия Николаевича разрешения и обоснования следующих альтернатив решения: 1) Насколько правильным было решение Парламента Республики Саха (Якутия) о требовании полной оплаты в региональный бюджет региона по обязательствам тендера от ОАО « Саханефтегаз » и последующее аннулирование тендера? 2) Предоставлять ли ОАО « Сургутнефтегазу » постоянную лицензию на разработку месторождения? Насколько адекватной является сумма предполагаемой сделки в данном случае? 3) Следует ли принять решение об аннулировании результатов тендера и проведении нового конкурса. В этой связи необходимо учитывать следующий важный факт. С момента проведения тендера изменились условия экономической и правовой среды недропользования в России. Изменения коснулись и распределения лицензионных платежей по бюджетам (федеральному и региональному) относительно стратегически важных месторождений. Первоначальные пропорции распределения по бюджетам составляли 40:60 соответственно. А на сегодняшний момент: 100:0. То есть, при условии проведения нового конкурса вся сумма платежей за выдачу лицензии направляется в федеральный бюджет. При этом затраты на геологоразведку регионального бюджета не возмещаются. См. таблицу №1. Таблица №1. Сводная таблица сумм выплат в федеральный и региональный бюджеты при выборе победителя тендера (2001 г.) или решение об его аннулировании и проведении нового конкурса (2004 г.) на освоение Талаканского месторождения, млн. $
Суммарные доходы, вместе с платежами по лицензии и остальными положительными эффектами, не должны быть ниже понесённых затрат на геологоразведочные и другие работы (произведенные за счет государства) и являться экономически выгодными для всех участников отношений недропользования. Графически данное условие выглядит следующим образом: Схема 1. Условия общей задачи денежных потоков в процессе недропользования
Введение новых параметров И поэтапно Василий Николаевич определил параметры каждой из задач, которые в виде таблицы можно представить следующим образом: Таблица №2. Совокупность затрат и расходов в процессе геологоразведочных работ, выдачи лицензии, разработки месторождения и транспортировки продуктов нефти и газа относительно государственных бюджетов федерального и регионального уровней (где (-) – означает затраты, (+) – выгоды).
Оценка себестоимости геологоразведочных работ Интегрально затраты на геологоразведочные работы Талаканского месторождения являются суммой следующих составляющих: 1) 2) Однако, на сегодня представить общую сумму затрат на геологоразведочные работы по освоению Талаканского , да и многих других российских месторождений, сложно, в виду изменения экономических условий в стране и многих других внешних и внутренних факторов. В этой связи принимаем следующее предположение: исходя из анализа экономической деятельности западных компаний, затраты на геологоразведочные работы оценим как величину порядка 10-20% от реализованной стоимости нефти [6] . Извлекаемые запасы Талаканского месторождения оценены в 124,2 млн. тонн. Это означает, что затраты на его разведку по мировым ценам можно оценить, как минимум, в ________млн. $ (здесь следует определиться с предполагаемой ценой нефти). При этом необходимо иметь в виду, что геофизические работы и глубокое бурение в условиях крайнего Севера - Якутии всегда стоили много (часто, в 3-4- раза) дороже, чем даже в Западной Сибири. Поэтому можно предположить, что реальные затраты на разведку Талаканского месторождения следует оценить не меньше, чем в ________млн. $. Задание. Найти сумму затрат на геологоразведочные работы Талаканского месторождения. Условно принимаемые данные задачи: - - - - Талаканского месторождения = 124,2 млн. тонн - Второй этап. Цена конкурса В сводную таблицу сумм выплат в бюджеты федерального и регионального уровней (Таблица №1) можно внести некоторые коррективы в 3-ий вариант «Проведение нового конкурса (аукциона) в 2004г.». Он предусматривает возможные определённые выплаты – субвенции из федерального бюджета в региональный бюджет. Согласно ФЗ «О недрах» (ст. 40) минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее 10 процентов от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации. Задание : определить согласно ФЗ «О недрах» минимальный размер разового платежа за лицензию на разработку месторождения исходя из следующих данных: 1. Уровень добычи нефти на Талаканском месторождении на период с 2003-2010 гг. Таблица – 2. Фактический и плановый уровень добычи нефти на Талаканском месторождении.
Вопрос: Насколько, по Вашему мнению, российская практика расчёта минимального размера разового платежа за лицензию на разработку месторождения является экономически обоснованной? Третий этап. Выплаты по бюджетам в процессе разработки месторождения (1) Федеральные налоги Акциз Налоговые ставки подакцизного минерального сырья на территории Российской Федерации составляют «Нефть и стабильный газовый конденсат» - 66 руб. за тонну. Задание: рассчитать сумму акцизных платежей в федеральный бюджет во временном интервале 2003 – 2010 гг. При условии, что курс доллара составляет 26 рублей. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Налоговая ставка НДПИ – 2082 руб. за тонну на 2006 г. Задание: рассчитать сумму НДПИ в федеральный бюджет во временном интервале 2003-2010 гг. (в долларах). (2) Региональные налоги: Налог на имущество организаций, транспортный налог. (3) Местные налоги Земельный налог. Четвёртый этап. Социальная ответственность компаний Приведем выдержки из интервью с Президентом Республики Саха (Якутия) Штыровым В.А., связанные с оценкой социальной ответственности конкретных компаний, действующих на территории Республики. О социальной ответственности ОАО « НК ЮКОС» Штыров говорил «… о необходимости компенсировать республике недополученные средства через социальную программу. Построить, например, конкретное количество современных школ в сёлах республики, или жилые дома для бюджетников. М. Ходорковский (глава ОАО «НК ЮКОС») посмотрел на меня снисходительно, по-моему, даже всерьёз не воспринял мои слова, поглядел с выражением: может дать ему что-нибудь, чтоб отстал. С той встречи я понял, что от этой компании республике пользы не будет. Её хозяева, похоже, считали главным для себя взять как можно быстрее и больше от «приватизированных» недр, не беспокоясь о том, что останется после них». О социальной ответственности ОАО « Сургутнефтегаз » «…Мы приветствовали приход в республику компании ОАО « Сургутнефтегаз », зарекомендовавшей себя в Западной Сибири как социально ответственная структура. Получив временную лицензию на право пользования центральным блоком Талаканского нефтегазоконденсатного месторождения … « Сургутнефтегаз » сразу немедленно принялся за обустройство базы в Витиме (населённого пункта близ Талаканского месторождения) … За несколько месяцев было сделано больше, чем прежними недропользователями за годы. Параллельно с производственными проблемами компания стала решать социальные задачи. « Сургутнефтегаз » подписал 2 соглашения: с правительством республики и муниципальным образованием «Ленский улус». В рамках 2-го в г. Ленске построен 43-квартирный жилой дом (80 млн. руб.). Впервые за 15 лет квартиры получили бюджетники: врачи, учителя, ветераны войны. В рамках первого соглашения компания начинает строить здание республиканской сельхозакадемии (300 млн. руб.). …Обязательство компании построить в г. Мирном Якутский институт нефтяной промышленности. Делается генеральный план Витима, который станет базовым для « Сургутнефтегаз ». В городе и промыслам будут проложены дороги. Планируется построить аэропорт, способный принимать все типы самолётов в Ленском районе компания намеревается построить школы, больницы, спортивный комплекс…» Пятый этап. Использование продуктов нефти в РС(Я) Вся нефть, добываемая на месторождении, в сыром виде сжигается на местных котельных. В этой связи, правомерно считать определёнными выгодами для региона использования нефти в государственных нуждах РС(Я) по контрактным ценам. Контрактные цены на сырую нефть. В структуре цен на нефть более 50% занимает налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). При формировании контрактных цен на нефть учтены материальные затраты предприятий с учётом индексов дефляторов Министерства экономического развития РС(Я). Структура контрактной цены нефти сырой на 2006г. поставляемые для государственных нужд РС(Я) составляют: НДПИ – 2082 руб. за тонну + 2266 руб. за тонну (затраты + прибыль) = 4348 руб. за тонну — контрактная цена сырой нефти ОАО « Сургутнефтегаз ». Задание: найти сумму выгод регионального бюджета покупки нефти по контрактным ценам относительно покупки нефти по рыночным ценам во временном интервале 2003 – 2010 гг. Объём использования нефти в государственных нуждах считать фиксированным в размере 200 тыс. тонн. Условно принимаемая цена за баррель 58$. Шестой этап. Транспортировка нефти на экспорт Транспортировка нефти на экспорт планируется после 2010 года, вместе с вводом в эксплуатацию нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». Данный этап приведен для полноты организационно-технологического представления процессов освоения месторождений и развития нефтегазового комплекса и в рассматриваемом расчете в количественных оценках не фигурирует. ИТОГОВОЕ ЗАДАНИЕ Исходя из проведённого количественного и качественного анализа, обосновать и/или опровергнуть каждый из возможных решений дилеммы. [1] Стадии разработки месторождения (РД 153-39.0-109-01): поиски; разведка, начало бурения скважин; опытно-промышленная разработка; промышленная разработка (рост добычи, отбор основных запасов, падение добычи, доразработка ). [2] Топливно-энергетический баланс Республики Саха (Якутия) / Министерство экономического развития Республики Саха (Якутия), Институт физико-технических проблем Севера СО РАН: [ науч . руководитель и отв. исп. д.т.н. Н.А. Петров]. – Якутск: Сахаполиграфиздат , 2005. – стр. 56-61 [3] Извлекаемые запасы - часть геологических запасов, извлечение которых из недр на дату подсчета запасов экономически эффективно в условиях конкурентного рынка при рациональном использовании современных технических средств и технологии добычи с учетом соблюдения требований по охране недр и окружающей среды. Геологические запасы - количество нефти, газа, конденсата, находящееся в недрах. [4] начальная стоимость месторождения на предполагаемом конкурсе в 2004 г. при случае аннулирования конкурса 2001 г. [5] Субвенция - целевое пособие, вид государственного содействия местным органам власти или отраслям хозяйства для решения определенных задач. В случае нарушения условий предоставления субвенция подлежит возврату. |