Железная Дорога

Железная Дорога

Доведенные до отчаяние болезнями, голодом, непосильным трудом рабочие убегали, но их возврашали назад.

Некрасов начинает стихотворения выразительным епиграфом. Он воспроизводит разговор отца с сыном: В а н я (в кучерском ярмячке). Папашка! Кто строил эту дорогу? Папаша (в пальто на красной подкладке). Граф Петр Андреич Клеинмихель, душенька.

Пальто на красной подкладке носили только генералы. А армячок Вани - демонсрация генеральского народолюбия . Папаша хочет подчеркнуть свою любовь к посмотру мужичку . Лживому утверждению генералов о том, что строил дорогу начальник железнодорожного строительства граф Клейнмихель (который прославился хишениями и взятками), Некрасов противопоставляет подлинную правду и показывает истинного строителя дороги - народ.

Стихотворения состоит из четырех частей. В первой части перед нами - прекрасный осенний пейзаж : воздух здоровый, ядреный , листья желты и свежи лежат как ковёр , всюду - покой и простор . Автор подчеркивает: Нет безобразья в природе! Вторая часть - основная в стихотворении. Поэт рассказываэт Ване правду о строительстве железной дороги. Труд этот, Ваня, был страшно громаден - Не по лечу одному! Настоящим строителем дороги является не царский ставленник и казнокрад, а народ, согнанный на строительство чугунки голодом. По обеим сторонам дороги - косточки русские , толпа мертвецов . Тяжелый, непосильный труд ( надрывались под зноем, под холодом ), голод людей, которых грабили грамотеи - десятник , секло начальство, давила нужда - в центре третьей части стихотворения. Из этой толпы автор выделяет фигуру землекопа: губы бескровные , веки управшие , язвы на тоших руках . А рядом с ними - виновник народных бедствий - разжиревший лабазник . Это самоуверенный, хитрый и наглый казнокрад. Он, как паук, сосет народную кровь. Отец-генерал не хочет, чтобы его сын знал о народных страданияхю он говорит автору: Знаете, зрелищем смерти, печали Детское сердце грешно возмушать Светлую сторону Рисуя светлую сторону в четвертной части, автор использует иронию - тонкую, скрытую насмешку: Мертвые в землю зарыты; больные Скрыты в землянках А те, кто не умер от голода и болезней, оказались обманутыми: Каждый подрядчику должен остался Некрасов не ограничился показом ужасов каторжного труда. Он восхищается трудовым подвигом людей, которые надрывались под зноем, под холодом, с вечно согнутой спиной, жили в землянках, боролися с голодом, мёрзли и мокли, болели цингой и все же построили дорогу. И поэт прославляет народ-труженик: Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять Благослови же работу народную И научись мужика уважать. С душевной болью автор отображает покорность народа, смирившегося со своим положением.