Внутриполитические процессы в СССР в первой половине восьмидесятых годов 20 века

Внутриполитические процессы в СССР в первой половине восьмидесятых годов 20 века

Говоря о нем, нельзя не видеть, с одной стороны, упорный труд миллионов, позволивший создать заново целые отрасли промышленности, с другой – сокращение темпов экономического роста, вплоть до стагнации его важнейших компонентов.

Определенный прирост социальной защищенности и благосостояния граждан и неуклонное нарастание дефицита.

Огромную власть, сосредоточенную в руках высших руководителей в центре и на местах, - и их бессилие провести в жизнь собственные решения по коренным вопросам.

Девальвация идеологических и нравственных ценностей, экспансия вседозволенности, беззаконий – и вызревание новых общественных сил, сумевших реалистически оценить ситуацию, возглавить и поддержать перестройку. Эти контрасты отражали суть глубинных деформаций, накапливавшихся десятилетиями.

Состояние дел в социально-экономической сфере. К началу 80-х годов стало ясно, что хозяйственная реформа промышленности и сельского хозяйства не дала того результата, на который рассчитывали.

Эффект новаций, благотворно повлиявших на экономическую жизнь страны, оказался кратковременным.

Прирост объема производства продукции, стабилизировавшийся в промышленности и сельском хозяйстве стал сокращаться.

Объяснялось это двумя главными причинами. Во-первых, директивная экономика сумела довольно быстро нейтрализовать робкие и непоследовательные меры по реформированию хозяйственного механизма.

Реформа промышленности выдыхается, так и не столкнув советскую экономику с наезженной колеи: расширенного воспроизводства с упором на традиционные индустриальные отрасли и жестким административным давлением на предприятия сверху.

Попытки внедрить наукоемкие производства (микроэлектроника, информатика, робототехника, биотехнология), развернуть сеть научно-производственных объединений не приносили ожидаемого результата.

Становым хребтом экономики оставались топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы (на последний работало до 80% машиностроительных заводов). Во-вторых, исключительно важную, по сути решающую роль в снижении темпов хозяйственного роста играло то обстоятельство, что сама директивная экономика, подавившая ростки нового, объективно подошла к пределу своих возможностей.

Прежде всего, обострилось противоречие между колоссальными масштабами промышленного потенциала СССР и преобладавшими экстенсивными методами его развития.

Практически полностью были исчерпаны свободные людские ресурсы. Из-за перемещения сырьевой базы в суровые и труднодоступные районы Сибири и Севера лавинообразно нарастали некогда незначительные затраты на добычу и доставку природных ресурсов.

Обессилевшее за годы нещадной государственной эксплуатации сельское хозяйство приходило во все больший упадок, ограничивая возможности развития промышленности, особенно в выпуске товаров народного потребления. Не помогли и финансовые вливания в аграрное производство.

Главный способ избежать экономического краха власти усмотрели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей.

Внешняя торговля СССР приобретала отчетливо выраженный 'колониальный' характер. Казна обогатилась за счет миллиардов 'нефтедолларов'. Это был прямой заем у будущих поколений нашей страны.

Колоссальные средства, получаемые в виде 'нефтедолларов', использовались в народном хозяйстве очень неэффективно. Они замораживались на долгие годы в незавершенном строительстве, тратились на закупку западного оборудования, поглощались быстрорастущим бюрократическим аппаратом, наконец, просто 'проедались', т.е. шли на им порт высококачественных товаров. К середине 80-х годов этот живительный валютный поток стал иссякать, спрос и цены на нефть на мировом рынке стали стремительно падать. В этих условиях уже ничто не могло удержать на плаву тяжеловесную и неповоротливую директивно-затратную экономику СССР. По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше давала о себе знать так называемая 'теневая экономика'. Этот феномен включал как различные виды официально запрещенной или строго ограниченной индивидуальной трудовой деятельности, так и чисто криминальный элемент. По неофициальным оценкам, к середине 80-х годов в сфере 'теневой экономики' более или менее постоянно занято около 15 млн. человек. В стране шло формирование новой социальной группы – дельцов подпольного частного бизнеса, возникли первые мафиозные образования.

Кризисные явления накапливались и в социальной области.

Приостанавливается медленное повышение жизненного уровня трудящихся.

Практически не росли объемы вводимого в строй жилья. На здравоохранение тратилось не более 4% национального дохода. В отдельных регионах СССР, занимавшего в целом лишь 77-е место в мире по уровню потребления на душу населения, вводится практически карточная система распределения продуктов.

Уменьшилась средняя продолжительность жизни.

Общественно-политическая жизнь.

Культура.

Национальные отношения. В начале 80-х годов различные слои населения по-своему реагировали на происходившие в СССР процессы, в основном стараясь приспособиться и использовать те возможности, которые предоставляла жизнь.

Правящая элита замыкается в себе, переходит на режим воспроизводства.

Практически прекратилось ее пополнение и обновление за счет функционеров низовых организаций КПСС, традиционно выполнявших в советском обществе роль своеобразного 'политического инкубатора'. Номенклатура неустанно окружала себя все новыми привилегиями и материальными благами.

Началось сращивание ее наиболее коррумпированных групп с 'теневой экономикой'. У власти слишком долго оставались люди по своему интеллекту и компетенции бывшие намного ниже тех задач, которые выдвигала перед ними история.

Медлительность и нерешительность, дошедшая в последние годы жизни Л.И.Брежнева до полной недееспособности, неудачная кадровая политика и попустительство, открывшие дорогу коррупции, фальши и лицемерию, зияющая пропасть между словами и делами – противоречия, обострение которых привело к кризисному состоянию общества. В кругах интеллигенции, в целом отрешенно взиравшей на окружающую действительность, развилось движение диссидентов (инакомыслящих). Немногочисленные активисты-диссиденты открыто критиковали существующие порядки, передавали гласности через издание машинописных листовок, брошюр, журналов факты грубого нарушения прав человека в СССР, проводили пресс-конференции для иностранных корреспондентов. Почти неизвестные в собственной стране, они вызывали широкую волну поддержки в мире. На словах в обществе торжественно провозглашались свободы совести, слова, собраний, демонстраций. На практике же ужесточалась цензура, усиливался идеологический контроль над деятельностью творческой и научной интеллигенции. За внешним благополучием в сфере народного образования и науки скрывалось все более серьезное отставание от требований времени, научно-технического прогресса.

Внедрение самых передовых разработок отечественных ученых, даже в таких щедро финансируемых отраслях, как военная промышленность и космонавтика, сковывалось техническими возможностями советской экономики. Одним из типичных примеров пустой риторики застойного времени был национальный вопрос.

Сконструированный в многочисленных официальных документах мир национальных отношений имел мало точек соприкосновения с реальным миром. В начале 80-х кризисные явления проявлялись и в этой области жизни на нескольких уровнях: в отношениях между республиками и центральными органами власти, между нациально-государственными образованиями разного уровня, между отдельными народами.

Кризис доверия к власти, крушение официальных идеалов, нравственная деформация действительности усилили в обществе всплеск интереса к различным религиозным системам. Все большее распространение получили и новые мистические вероучения. В традиционных религиях и неомистицизме люди подчас видели выход из духовного кризиса, новый способ своего существования, возможность ухода от противоречий и катаклизмов действительности.

Названные и неназванные здесь явления и процессы, свойственные советскому обществу начала 80-х годов, развивались комплексно, подталкивая друг друга, обусловливая углубление противоречий, накопление проблем и трудностей.

Страна медленно, но неотвратимо двигалась навстречу обширному кризису.

Предыстория перестройки.

Пленум ЦК КПСС (апрель 1985г.). Всякая тенденция несет в себе семена своего отрицания. Так было и с нарастанием кризисных явлений: по обострения последних мере обострения последних вызревали силы, способные вступить с ними в борьбу.

Апрель 1985г. был не моментом внезапного прозрения, а итогом долгого и трудного осмысления ситуации, сложной борьбы, сопровождавшейся порой острыми коллизиями. В 1982г. состояние здоровья Л.И.Брежнева резко ухудшилось. В этих условиях ставится вопрос о возможном преемнике и, следовательно, о пути эволюции советского общества.

Стремясь увеличить свои шансы в борьбе с 'днепропетровской группой', выдвигавшей К.У.Черненко, Ю.В.Андропов переходит на работу в аппарат ЦК КПСС на место умершего в начале года М.А.Суслова.

Смерть в ноябре 1982г.

Брежнева поставила вопрос о новом лидере партии.

Андропова поддерживают министр обороны Д.Ф.Устинов и министр иностранных дел А.А.Громыко, а также молодые члены Политбюро М.С.Горбачев и Г.В.Романов. 12 ноября 1982г.

Андропов становится новым генеральным секретарем ЦК КПСС, с июня 1983г. председателем Президиума ВС СССР и председателем Совета обороны.

Приход к власти Ю.В.Андропова обусловил переоценку прежнего подхода к экономическим проблемам. Не ставя под сомнение основы политического устройства СССР, новое руководство взяло курс на борьбу с коррупцией, спекуляцией и другими негативными проявлениями теневой экономики. Было проведено несколько показательных процессов над руко-водителями московской торговли.

Похожие процессы произошли и в республиках. От власти были отстранены наиболее одиозные фигуры: Медунов в Краснодарском крае, Рашидов в Узбекистане. В Грузии от должностей было отстранено около 300 ответственных лиц.

Одновременно производилась чистка органов власти от коррумпированных чиновников.

Проходила активная чистка и партийных кадров, где за два года лишились свих постов около 50 членов ЦК. Усилились санкции в случаях коррупции, хищений, взяточничества, семейственности.

Предпринимаемые меры преследовали своей целью снизить социальную напряженность в обществе, возникшую в связи с многочисленными злоупотреблениями. На декабрьском пленуме ЦК КПСС 1982г.

Андропов обозначил программу реформ, призванных повысить эффективность советской плановой экономики.

Главным становилось повышение производительности труда путем повышения трудовой дисциплины и снижения материальных и людских затрат. Были введены строгие меры наказания за пьянство и другие дисциплинарные нарушения на производстве. В целом указанные меры укрепили управляемость экономическими процессами и должны были послужить основой для более широкомасштабных реформ в ближайшем будущем. В начале 1983г.

Андропов поручил группе ответственных работников ЦК КПСС, в том числе М.С.Горбачеву и Н.И.Рыжкову, подготовку принципиальных предложений по экономической сфере. Среди рассматриваемых вопросов были проблемы хозрасчета и самостоятельности предприятий, концессий и кооперативов, совместных предприятий и акционерных обществ. В 1984г. должен был состояться пленум ЦК по вопросам научно-технической политики, который обозначил бы переход от экстенсивной к интенсивной политике.

Внезапная смерть Андропова в феврале 1984г. приостановил реализацию программы намеченных преобразований советского общества.