Современная техно-философия (на постсоветском пространстве)

Современная техно-философия (на постсоветском пространстве)

Однако, предав результаты их поисков забвению, общество рискует вместе с водой выплеснуть и ребенка, утратив целый пласт самобытной отечественной культуры.

Условно это философское течение можно назвать техно-философией, указав на ее связь с техническими, негуманитарными дисциплинами. Одно из направлений этого течения связано с попыткой применить информационную теорию к основному вопросу философии.

Интересны в этом плане работы Полосухина Б.М., которые для многих исследователей послужили отправной точкой.

Другим ярким представителем этого направления является Каминский А.В.. Этот автор в своих работах затрагивает множество проблем, предлагая оригинальные и интересные решения.

Стержнем, вокруг которого вращаются его идеи, является представление о принципиальной неполноте знаний и их рефлексивной природе. В своих трудах Каминский обстоятельно и тщательно обосновывает свои выводы, широко используя математический аппарат.

Представьте, что человеку доступно только N возможных состояний. Пусть это число огромно и оно включает все возможные ощущения, чувства, мысли и движения. А теперь представим, что внешний мир, постоянно меняясь, принимает несравненно большее число состояний. Но воспринять информацию о внешнем мире можно, только если каждое состояние мира связывать с одним из своих изменений. Когда мы смотрим на объект, то фактически изучаем изменения в сетчатке собственного глаза. И так с любым ощущением - воспринимать мы можем только собственные изменения.

Поэтому информация о мире будет огрублена до N и в процессе этого огрубления значительная ее часть будет утеряна.

Правда сам автор не рассматривает возможность кодирования субъектом событий внешнего мира при помощи сочетаний внутренних состояний, а также о познания мира 'по частям', число состояний которых соотносимо с числом состояний субъекта. Из положения о принципиальной неполноте знаний Каминский выводит некоторые положения квантовой механики и обосновывает их. Итак, субъект воспринимает мир, меняя свои состояния. Но осознает он эти изменения тоже посредством этих же самых изменений. И здесь возникает эффект рефлексии. Как вы организуете изменения своих состояний? Скорее всего, вы таким образом подчините внутренние изменения внешним, и так организуете их между собой, чтобы этот процесс занимал наименьшее время. А поскольку для вас ваши изменения и есть внешние 'объективные' процессы, то можно сказать, что физические законы обусловлены процессами происходящими в сознании субъекта. В статье 'Космология сознания' Каминский пишет: ' 'Не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор?' - спрашивает Уиллер.

Отвечая на этот вопрос утвердительно, мы показали, что есть серьезные основания думать, что именно глобальный процесс познания определял эволюцию Вселенной в прошлом и будет определять ее в будущем. Мы показали так же, что говорить о Вселенной вне субъекта бессмысленно.

Такого понятия, как Вселенная без субъекта просто не существует. Так, что куда уж более радикально? Субъект определенной степени сложности, будучи частью мирового целого, и тем самым обладая свойством отражать и понимать мир, создает свою субъективную Вселенную в определенный момент ее истории. Шкала сложности субъекта определяет актуально существующую шкалу Бергсонова времени Вселенной. Такое понимание можно назвать активным или сверхсильным антропным принципом. В отличие от его слабой и сильной формулировок в которых субъекту отведена пассивная роль в процессе мировой эволюции, сверхсильный принцип провозглашает ключевую роль субъекта в мироздании. ' Проводя аналогии с традиционной философией, Каминский предполагает, что кантовская транцедентность и непознаваемость внешнего мира связана с принципиальной неполнотой мира о нем.

Впрочем, принципиальная непознаваемость объекта и неполная информация о нем не совсем одно и тоже. Мир станет транцедентным, если он и модель, созданная сознанием будут представлять собой совершенно разные вещи.

Каминский предполагает, что внешний мир детерминирован, физический же 'напичкан' случайностью из-за неполноты картины. В работе 'Возможно ли алгоритмическое описание мира' он пишет: 'Так же как наше знание о состоянии квантового объекта определяет физику его поведения, точно так же наше знание о мире определяет, подчеркиваю не в психологическом или гносеологическом плане, а физически, ту реальность, в которой мы живем.

Опередим читателя, уже готовящегося обвинить нас в одной из крайних форм субъективного идеализма, и очертим нашу позицию в этом вопросе. Во первых, мы считаем, что мир существует объективно и только физическая реальность субъективна. Во-вторых, субъективность мы отделяем от индивида и, онтологизируя это понятие, лишаем его психологической окраски. Если уж говорить о ярлыках, то нашу концепцию скорее можно было бы назвать субъективным материализмом, чем идеализмом.' Хотя, возможно, было бы не менее интересно рассмотреть другую ситуацию, в которой внешний мир хаотичен, а сознание, получая неполное представление о нем 'додумывает' причинно-следственные связи.

Второе направление техно-философии связано с распространением идеи виртуальной реальности.

Развитие информационных технологий привело к тому, что идея 'кажущейся реальности' уже не считается чисто религиозным представлением.

Одними из представителей этого направления являются Новиков и Дацюк. Так, например, в работе 'Виртуальный анализ времени' Сергей Дацюк высказывает интересные идеи: 'Воспользуемся виртуальным типом анализа, то есть, примем упрощенную структуру причинно-следственных связей.

Попытаемся проделать мысленный эксперимент по созданию виртуальной реальности, из которой изъято время в качестве конститутивного потока. Мир без времени... Что происходит в этой виртуальной реальности в этом случае? Мир становится единым сплавом разных событий.

Вместе со временем исчезает не только однонаправленное асимметричное следование событий, но и их связь - нарушается закон причинности.

Однако именно тогда мы смогли бы увидеть вереницу затейливых и неожиданных связей разных событий, которые в реальности мы никогда не связываем.

Оказалось бы, что причинность не связывает события, а разделяет их на причины и следствия, тем самым путая одно событие с другим, ему не принадлежащим, и разрывая одно и то же событие длинной цепью причинно-следственных связей. Что же останется в мире этой виртуальной реальности? Останутся вещи-в-себе, события в связанном и неразорванном временем виде.

Окажется, что Сталин и Цезарь вне времени - одно тождественное событие 'одоление тирании' человечеством.

Пространство этого мира окажется везде соседствующим, ибо для преодоления всякого расстояния есть вечность: мир окажется достижимым пространственно. Время - поток, различающий единое как разное, причинно-следственное, событийное.

Придание бытию реальности есть различение бытия в сущем времени.

Сознание порождает этот поток, оно и есть этот поток. Но в каком смысле? Сознание ставит себя наряду со временем, сливается с потоком времени, когда оно различает события точно так же, как и само время.

Сознание называют духом лишь постольку, поскольку дух осуществляет выбор событий, поскольку дух порождает свои причинно-следственные связи, поскольку дух не просто отражает реальность, становясь ее следствием, а поскольку таким образом дух становится причинным.

Поэтому событийное различие людей есть не различие их отражений и следствий, а различие их как причины.

Причинность духа - лик, различие причинности духа - условие разделения людей на личности, единственное основание концепции реинкарнации, различенное содержание монады.' Другой философ, Андрей Швец, в работе 'Очередное зазеркалье' развивает идею мира-сна, что также близко концепции виртуальной реальности. В его представлении наш физический мир - виртуальный мир-тренажер, мир-сон. То, что в некоторых религиях называется переселением душ, является переключением сознания с одного виртуального мира на другой. Так, переходя с одного уровня на другой, сознание укрепляется, тренируется и, в конце концов, оказывается готовым к восприятию реального мира - абсолюта, цепь перерождений прерывается.

Исходя из этой концепции, он также пытается обосновать многие физические принципы и религиозные убеждения.

Третье направление - слияние кибернетики с философией. Его представляют, например, В. Турчин, Р.Ф. Абдеев и др. Эти авторы считают, что к анализу как физических, так и мировозренческих вопросов стоит подходить с позиций управления, а первичным понятием должно быть понятие события. Во введении к книге 'Кибернетическая онтология действия' Валентин Турчин пишет: 'Современная история западной философии в определенном смысле является историей борьбы с отражательной или рефлексивно-корреспондентной теорией.

Сегодня мы понимаем язык, как иерархическую модель реальности, как устройство, порождающее предсказания, а не как 'истинную' картину мира. Это устройство, особенно на верхних уровнях своей иерархии, не нуждается в том, чтобы выглядеть как описываемые им явления, единственное требование к нему - возможность порождения корректных предсказаний.

Следовательно, роль метафизики теперь видится по-иному.

Предположить, что мир обладает такими-то свойствами, значит предложить строить модель мира в соответствии со сделанными предположениями.

Метафизика создает мысленную структуру, которая служит основой для дальнейших уточнений.