Философия и ее предмет

Философия и ее предмет

Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, пре ступности. Цель превратить нашу Землю в общечеловече ский дом, где каждому найдется достойное место под солн цем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределен ность и альтернативность исторического развития человече ства поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми. В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориента ции человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответствен ности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными. В становлении и формировании мировоззренческой куль туры человека философия всегда играла особую роль, свя занную с ее многовековым опытом критически-рефлексивно го размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями.

Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз, заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры. 1. Предмет Философии Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.

Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомуд рия явно недостаточно, чтобы быть философом.

Любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом.

Первым, кто попытался объяснить слово «философ», был древнегре ческий ученый и мыслитель Пифагор (вт. пол. VI в. нач. V в. до н. э.). согласно Пифагору, смысл философии в поиске истины.

Разделял этот взгляд и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 ок. 460 до н.э.). Но совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes мастер, художник). Главная задача философа, считали они, научить своих учеников мудрости.

Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, даже различные уловки и ухищрения.

Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий.

Лукавое мудрствование софистов проявля ется здесь достаточно очевидно.

Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, кото рые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Фило софами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля (384 322 до н.э.), задача философии постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются пер вые начала и причины бытия. При этом философия единствен ная наука, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо ровья.

Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече ский мыслитель Эпикур (341 270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». В любой теории, как известно, различается пред мет и объект.

Объект составляет всю реальность, по падающую в поле внимания. Сам же предмет представ ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек мир, причем это отно шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Отмеченная задача решается не только филосо фией, но и другими формами мировоззрения ми фологией, религией, художественным и стереотип ным мышлением.

Всякое мировоззрение пытается преодолеть пропасть между человеком, его сознани ем, способным к анализу и целеполаганию, к оценке вероятных перспектив собственного бытия в мире (в объективной реальности), и самим миром, который всегда остается до конца неизвестным, который (если исключить искусственную среду обитания) не создан самим человеком. Но в отличие от религии и мифо логии, философия пытается не просто утвердить ка кую-то приемлемую для человека картину мира, но построить знание о всеобщем и бесконечном по принципу логической последовательности естественно научного знания.

Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение антично го общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед буду щим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здо ровья.

Наиболее ярким представителем такого взгляда был древнегрече ский мыслитель Эпикур (341 270 до н.э.). Следующее его высказывание показывает, как философия позволяет преодолеть страх перед смертью: Стало быть самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам ника кого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не су ществует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют». Одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие в том, чтобы ее утаить, исказить, при способить к соответственным интересам; одни устремляют свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, дру гие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследова ния которых стали многообразные стороны бытия, познания, (чело века и человеческого существования. В это время со всей очевидно стью подтверждается плюралистический и антидогматический харак тер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще нечто общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому зна нию вообще.

Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека.

Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. учение). Анализ наиболее общих вопросов познания.

Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д.

Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. учение). Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основ ное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел.

Раздел философии, изучающий общественную жизнь, назы вается социальной философией.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунк том философствования.

Творит и действует не абстрактный дух, а че ловек.

Философия человека называется философской антропологией. Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего даль нейшего пояснения и развития.

Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Спе цифика философской теории заключается в том, что ее законы, категорий и принципы носят всеобщий характер, распространяются од новременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении.

Предмет философии непременно включает и рассмотрение вопроса о том, что такое сама философия, изучение ее истории.

Всякая философия является мировоззрением совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией.

Понятие «мировоззрение» шире понятия «филосо фия». Это означает, что первое включает в себя второе.

Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яб локо, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения мифологическое, художественное, религи озное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности.

Мировоззрение, в том числе и философия, есть ре зультат отражения мира. Но глубина этого отражения может быть раз личной.

Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.

Применительно к мировоззрению он связан с мироощуще нием, или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей.

Следую щие по глубине уровни отражения в этом плане мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обо значается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия.

Однако на этом уровне мировоззрение огра ничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мыш лением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И толь ко тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формирует ся мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явле ний и процессов.

Понятийное отражение это самый глубинный уро вень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретиче ским познанием.

Мировоззрение на этом уровне можно назвать миро пониманием.

Именно его и представляет философия.

Отметим еще один исторический аспект разграничения фило софии и мировоззрения.

Философия это самый поздний в исто рическом плане вид мировоззрения, возникший после мифа и ре лигии. В связи с этим следует сказать, что общество уже обходилось и, вообще говоря, может обойтись и без основанной на разуме и мышлении философии, но тогда на ее место автоматически засту пает мировоззрение, представляющее или мифологическое миро ощущение или религиозное миропредставление, основанное на вере в сверхъестественные силы.

История дает этому самые убедитель ные доказательства. Для того, чтобы выводы об общих целях жизни человека, его ценностных приоритетах, его нравствен ной позиции были убедительными, хочется именно получить знание о порядке организации мира в целом.

Человек, разумеется, стремится прожить более счаст ливо и желает иметь надежные критерии определения счастья.

Поэтому-то философия всегда и пыталась до стигнуть целостного знания о мире. Ясно, что достичь такого знания, сделать выводы о всеобщем и бесконеч ном, опираясь лишь на отдельные области знания ис следуемые конкретными науками, нельзя.

Невозможно достичь его и на основе простого суммирования зна ния конкретных наук. Эта процедура породила бы больше вопросов, чем ответов, т. к. по мере исследова ния отдельных областей и интеграции разных наук новые проблемы возникают лавинообразно. Но знание о всеобщем и бесконечном, если исключить открове ние, в то же время нельзя получить ниоткуда, кроме как из конкретного знания.

Получается сложная ситу ация: знание о всеобщем и бесконечном нужно пост роить на основе познания ограниченных областей реальности, но, обладая лишь таким знанием, нельзя быть до конца уверенным в истинности выводов, каса ющихся всеобщего и бесконечного. В этом двойствен ном положении, вообще говоря, заключается природа философского знания, которое стремится быть доказа тельным, построенным по типу естественно-научного и в то же время не может полностью быть таковым в силу бесконечности мира, неисчерпаемости бытия.

Многие философские концепции решают это противо речие, обращаясь к так называемому интуитивному по знанию, утверждая возможность контакта с бытием в состоянии экстаза или самоотрешения.

Считается, что философия может делать выводы вероят ностного характера, включая рассуждения, предполо жения об организации универсума в целом. «Если философ стремится охватить, очертить мир в целом, он неизбежно должен дорисовать контуры мира, «включив» в него не только социум, но и проблематичные миры, космический разум и многое другое, в том числе такое гипотетическое, что граничит с человеческой фантазией. Общая, философская «картина мира» со держит в себе также человеческое, эмоциональное отношение к миру, его оценку с точки зрения судеб индивида и человечества». С такой постановкой воп роса сочетается определение идей, которое предлага ет испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет. Но возможна и другая позиция в отношении реше ния спорных философских вопросов. Это позиция ра зумного скептицизма. В рамках такого подхода полага ется, что мы можем строить ориентиры собственной жизни только на основе тех реальных фактов, которы ми мы владеем, и что нам совсем не нужно конструи ровать для этого какие-то метафизические миры. Здесь можно вспомнить древнегреческого философа Эпику ра, который полагал, что научные знания имеют отно сительный характер, но они достаточны для преодоле ния наших страхов. В целом в философском мышлении можно выделить две линии, по которым делалась попытка решения миро воззренческих проблем. Это, с одной стороны, линия, которая предполагала какие-то особые методы философ ского исследования.

Данная линия так или иначе имеет продолжение в ходе всей истории развития философии, в частности выражается в утверждении особых возможностей ин туитивного познания глубинных составляющих души человека и организации мира в целом.

Категория интуиции была решающей в концепции А. Бергсона, Другая линия, которая может быть названа сциен тистской, не предполагает, что философия обладает какими-то собственными средствами познания, отлич ными от методов естественных наук, но обладает воз можностями обобщать достижимые в разных областях знания результаты таким образом, что выводы самой философии получаются отличными от выводов каждой конкретной науки. Они касаются такой реальности, которая в принципе не может стать объектом изуче ния естественных наук, в силу пределов их познава тельных возможностей. Это все те же мировоззренчес кие вопросы о том, кто мы, откуда мы взялись, в чем смысл жизни и т. д. Такие известные философы, как Гоббс, Бекон, Декарт, Конт, Спенсер, работали в на правлении решения методологических проблем разви тия научного метода. Их общие философские выводы во многом были связаны с характером того, как они понимали научную методологию. Но отношения философии и науки не являются, так сказать, отношениями односторонней зависимо сти, в которой уровень развития научного знания влияет на характер философского обобщения мира. Дело в том, что в самой науке нередко возникают кри зисные ситуации, одна система идей начинает про тиворечить другой, рушатся принятые, казавшиеся ранее незыблемыми положения. В такие периоды фи лософия оказывает существенное влияние на разви тие научного знания, т. к. именно она дает такой уро вень обобщения культуры, на основе которого может быть переосмыслено традиционно принимаемое со держание фундаментальных научных понятий.

Философия должна привлекать весь возможный арсенал средств для убеждения человека в необходимости кооперации с другими людьми, внуше ния ему базовых нравственных истин, наполнения индивидуального существования смыслом, возникаю щим в результате осознания различных форм связи своего индивидуального бытия с бытием некоторого целого своей страны и человечества в целом, а так же, возможно, и более общего целого, представленно го как мысленная связь с прошлыми и будущими по колениями, с другими разумными формами жизни. Без допущения, утверждения такой связи, как показывает весь опыт развития человеческой культуры, жизнь человека оказывается обедненной.

Материалом для этого в принципе служит все накопленное человече ством знание, включающее законы любой степени общности, начиная от всеобщих форм логики и мате матики и кончая конкретными закономерностями пси хической жизни индивида.

Философия, подобно другим формам мировоззре ния, возникла из потребности человека познать мир и самого себя. Но она оказывается более разработанной формой, и, прежде чем она возникла, человечество со здало более простые, хотя и не менее важные для бытия человека, формы мировоззрения. 2. Функции философии. Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подве сти под следующие вопросы: 1) Что я могу знать? 2) Что я должен делать? 3) На что я смею надеяться? 4) Что такое человек? Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему6. Центральный философский вопрос вопрос о человеке, о целях его бытия влияет на характер фор мулирования всех иных философских проблем. Они могут быть классифицированы как онтологические (представление о мире и ожидания его состояния в будущем), теоретико-познавательные (наиболее общая методология познания), аксиологические (ценностное отношение к миру, стремление сделать его лучше, принять одни стороны реальности как цели бытия и отвергнуть другие), праксиологические, или духовно-практические (философские выводы нормативного характера). В личностном плане философские пробле мы предстают как жизневоззренческие (экзистенци альные). Названные группы проблем нередко пересекаются и взаимно дополняют друг друга, как, напри мер, в проблеме сознания. Все философские проблемы, сколь бы «удалены» они ни были от центральной проблемы мировоззрения (к примеру, проблема «час ти и целого»), являются все же так или иначе связан ными с ней, конкретизируя ее и содействуя осуществ лению интеграции всех проблем философии в единую целостность.

Информация, получаемая при постижении про блем, концентрируется в философских понятиях (кате гориях), законах и принципах.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес ких потребностей и интересов обусловливает и ши рокую полифункциональность философии. Часто за основание делений функ ций принимают теоретическую и методологическую стороны философии, и тогда у философии выделяют мировоззренческие и общеметодологические функции. В этом случае философии оказываются присущи сле дующие подфункции (или функции): в мировоззренчес ких гуманистическая, социально-аксиологическая, культурно-воспитательная и объяснительная (отража тельно-обобщающая). Общеметодологические функции, в свою очередь, делятся на конструктивно-эвристичес кую, координирующую, синтезирующую и логико-ме тодологическую функции.

Мировоззренческая функция, которая в отличие от всех дру гих видов и уровней мировоззрения связана с абстрактно-теоре тическим, понятийным объяснением мира.

Следует отметить двой ственный характер самих философских концепций, который выра жается в их тяготении или к научному знанию, объективной исти не, или к псевдонауке. Это также методологическая функция, которая заключается в том, что философия высыпает как общее учение о методе и как со вокупность наиболее общих методов познания и освоения действи тельности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятно сти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Нельзя не упомянуть и такую функцию философии, как школы теоретического мышления и мудрости.

Особенно это касается изуче ния истории философии.

Критическая функция философии распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию.

Принцип «под вергай все сомнению», со времен античности проповедуемый мно гими философами, свидетельствует о важности критического под хода и наличии определенной доли скепсиса по отношению к су ществующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо под черкнуть, что положительное значение имеет лишь основывающая ся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не аб страктный нигилизм. С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греческого ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравствен ных, эстетических, идеологических и т.п.

Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает во прос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплано вой по своему содержанию и охватывает различные аспекты общест венной жизни. Но в общем плане философия призвана выполнить двуединую задачу объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. При этом следует пом нить, что в общественной жизни социальные изменения, экспери менты и реформы имеют особую ценность и значение.

Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предвари тельно его хорошо объяснить.

Именно философии принадлежит пре рогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и кон солидации человеческого общества. Ее задача помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на органи зацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять.

Следовательно, не смотря на свой всеобъемлющий характер, философия должна быть адресована каждому человеку. С социальной функцией тесно связана функция философии, кото рую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждо го индивида, способствовать формированию гуманистических ценно стей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной те рапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успе вают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое су ществование находится в «пограничной ситуации», на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В. Франклу, создавшему логотерапию теорию, ко торая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы «справляться с теми страданиями, которые вызваны фило софскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью». Название теории образовано по аналогии с психотерапией.

Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, это больше чем психика, это дух, кото рый и призвана лечить философия. Можно выделять познавательные и идеологические ее функ ции, которые затем, в зависимости от уровня понятий «субъекта» и «объекта», будут подразделяться на мно жество подфункций.

Заключение Термин «философия» происходит от греческих слов и означает любовь к мудрости.

Объект философии составляет всю реальность, по падающую в поле внимания. Сам же предмет представ ляет те стороны, свойства реальности, которые выяв ляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек мир, причем это отно шение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме. Можно вычленить моменты, свойственные философскому зна нию Исследование наиболее общих вопросов бытия.

Анализ наиболее общих вопросов познания.

Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества.

Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека.

Многообразие содержания философского знания и тесная зависимость этого содержания от человечес ких потребностей и интересов обусловливает и ши рокую полифункциональность философии. Можно выделить основные функции философии мировоззренческая, методологическая, прогностическая, критическая, аксиологическая, социальная, гуманитарная познавательная, идеологическая.

Список литературы Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 688 с.