Потребители и предприниматели. Права потребителей и организация их защиты

Потребители и предприниматели. Права потребителей и организация их защиты

Преподаватель ___________________________________________________ должность, звание фамилия, и.о.

Реферат принят ___________________ _____________________ дата подпись Волгодонск, 2008 г.

Содержание . Содержание ... . . 2 Введение .. . .. .3 Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений . . . 4 Признаки предпринимательской деятельности . .. ...7 Направление развития предпринимательства . . . .10 Источники предпринимательского права .. . ...11 Правовой статус предпринимателя . .13 Несостоятельность (банкротство) ИП . . 17 Развитие малого предпринимательства . ..18 Глава 2. Потребитель . ... ...24 Мотивация потребителей .25 Поведение потребителей ..26 Соблюдение социальной законности ..27 Глава 3. Защита прав потребителей ... ... ..21 3.1. Защита интересов особых групп потребителей ..34 6. Заключение .37 7. Список используемой литературы ...39 Введение. В экономической и маркетинговой литературе встречается два понятия «потребитель» и «покупатель». При наличии тесной связи они имеют одно явное отличие. Если в качестве потребителя выступают как потенциальные, так и имеющиеся клиенты фирмы, то в качестве покупателя - только лица, приобретшие данный товар. В первом случае - мы оцениваем или прогнозируем будущее поведение, во втором случае имеем дело со свершимся фактом покупки товара, т.е. с реальным поведением покупателя.

Русскому предпринимательству более тысячи лет.

Опираясь на предпринимательство и частную инициативу государство Российское сумело освоить безбрежные просторы страны.

Последнее десятилетие уходящего XX века отмечено вступлением России в эпоху рыночных преобразований.

Изменился социально-экономический облик страны, возникли новые формы собственности, поменялась психология людей.

Реформирование России проходило болезненно и для населения, и для экономики страны. «Шоковая терапия», варварская приватизация, распад СССР и разрыв хозяйственных связей привели народ к обнищанию, а народное хозяйство к развалу.

Усугубляло положение то, что органы государственной власти чаще всего неадекватно реагировали на ситуацию в стране, что приводило к очевидным негативным последствиям.

Экономика, «отпущенная на свободу», работала, как хотела, или как могла. В сложившихся экономических условиях центральной фигурой становится предприниматель, от добросовестной и грамотной работы которого в немалой степени зависят успех рыночных преобразований и благополучие страны. В данном реферате мы рассмотрим те знания, которые необходимы отечественному предпринимателю для ориентации в «рыночном пространстве». Глава 1. Понятие предпринимательской деятельности и предпринимательских отношений.

Древнюю Русь называли страной городов.

Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как у себя в стране, так и за рубеж.

Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре.

Проводимые в настоящее время в России рыночные реформы предусматривают создание свободного рынка товаров и услуг, расширение и укрепление сферы предпринимательской деятельности. В этих условиях основными действующими лицами становятся предприниматели.

Переход к рынку оказался для России тяжким испытанием, поскольку она устремилась в новую цивилизацию, имея за плечами слишком долгий опыт командно-административных методов руководства экономикой.

Страну захлестывала рыночная стихия, несущая людям моральные и материальные потери. Для того чтобы сдерживать эту стихию необходимые новые формы и методы государственного формирования рынка, имущественных отношений предпринимателей. За годы реформ имущественное предпринимательство претерпело существенные изменения.

Согласно ныне действующему Гражданскому кодексу Российской Федерации (ГК РФ) - ст. 2 п. 1, предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательскими отношениями являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также тесно связанные с ними некоммерческие отношения, включая отношения по государственному регулирования рыночной экономики. Эти отношения подразделяются на 2 группы: 1. собственно предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, т.е. отношения предприниматель - предприниматель); 2. некоммерческие отношения (вертикальные отношения, т.е. отношения предприниматель - орган управления). Обе группы вместе образуют хозяйственно-правовые отношения, единый хозяйственно-правовой оборот. В основе горизонтальных (имущественных) отношений предпринимателей лежит юридическое равенство сторон. Их права и обязанности, как правило, возникают из договора. Во вторую группу входят отношения хотя и некоммерческого характера, но тесно связанные с предпринимательскими, например отношения в связи с образованием предприятия (предпринимателя), лицензированием и т.д. Сюда включаются отношения по государственному регулированию экономики, по поддержке конкуренции и ограничению монополистической деятельности, правовому регулирования качества продукции, товаров и услуг, ценообразования и т.д.

Характерной чертой этих отношений является обязанность исполнения адресованных предпринимателям управленческих актов, принятых в пределах компетенции органа управления. В сфере экономики обе названные группы отношений тесно взаимодействуют, что обуславливает взаимосвязь и взаимозависимость нормативных актов и нормативных предписаний, регулирующих отношения хозяйствования и управления ими.

Особенностью предпринимательских отношений по сравнению с гражданскими отношениями является субъектный состав. По субъектному составу отношения, регулируемые ГК РФ, включают граждан, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Как гласит ст. 23 ГК РФ, предпринимательской деятельностью могут заниматься граждане без образования юридического лица, а также юридические лица. В предпринимательских отношениях основным является понятие «хозяйствующий субъект». Хозяйствующий субъект - это лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Вместе с тем понятие «хозяйствующий субъект» шире понятия «предприниматель», так как некоммерческая организация - учебное заведение, не будучи предпринимателем, может участвовать в хозяйственном обороте.

Существенным в понимании предпринимательства является норма ч.2 ст. 34 Конституции РФ, определяющая предпринимательскую деятельность как разновидность деятельности экономической.

Предпринимательство может осуществляться только в рамках экономической деятельности.

Деятельность, направленная на систематическое получение какого-то дохода, но не являющаяся экономической, не может рассматриваться как предпринимательская. На это обстоятельство указано в ч. 1 ст. 22 Арбитражного процессуального кодекса РФ, где сказано, что Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений, а также в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ о 28 сентября 1994 г., где сказано, что арбитражный суд является специализированным судом по разрешению экономических споров, связанных с предпринимательской деятельностью. 1 .1. Признаки предпринимательской деятельности.

Предпринимательская деятельность отличается рядом признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как о понятии более узком, чем понятие «хозяйственная деятельность». Основными и обязательными признаками предпринимательской деятельности являются: 1. самостоятельная деятельность; 2. цель деятельности - получение прибыли; 3. систематический характер получения прибыли; 4. хозяйственный риск; 5. факт государственной регистрации участников.

Отсутствие любого из пяти признаков означает, что деятельность не является предпринимательской. 1. Предпринимательская деятельность может осуществляться как самим собственником, так и субъектом, управляющим его имуществом на правах хозяйственного ведения с установлением пределов такого ведения собственником имущества.

Самостоятельность в организации производства дополняется коммерческой свободой.

Субъект предпринимательской деятельности определяет пути и способы реализации своей продукции, выбирает контрагентов, с которыми будет иметь дело.

Экономические связи закрепляются договорами.

Важное условие коммерческой свободы - свободное ценообразование.

Однако в экономике абсолютной свободы производителей не существует.

Предприниматель имеет полную самостоятельность в том смысле, что над ним нет инстанции, выдающей команды: что делать, как и сколько. Он не свободен от рынка, от его жестких требований.

Поэтому можно говорить лишь об определенных рамках самостоятельности. 2. Предпринимательская деятельность предполагает систематическое получение прибыли, которая является продуктом специфического человеческого ресурса - предпринимательских способностей. Труд этот непростой и соединяет в себе, во-первых, проявление инициативы по соединению вещественных и людских факторов для производства товаров и услуг, во-вторых, принятие неординарных решений по управлению фирмой, организации труда и, в-третьих, внедрение инноваций путем производства нового вида продукции или радикального изменения производственного процесса. Все это дает основания говорить о предпринимательстве как о профессиональной деятельности, направленной на извлечение прибыли.

Обладая самостоятельностью, организуя производство в своих интересах, предприниматель берет на себя ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, за результат своей деятельности.

Имущественная ответственность предпринимателя - это его обязанность претерпеть неблагоприятные имущественные последствия, обусловленные допущенными с его стороны правонарушениями.

Размер ее зависит от организационной формы предприятия. 3. В ГК РФ уточняется основной субъектный признак, т.е. вводится указание на систематичность получения прибыли.

Единичные случаи извлечения прибыли не являются предпринимательской деятельностью.

Систематичность характеризуется длительностью и регулярностью получения прибыли, что определяется профессионализмом предпринимателя. Таким образом в ГК РФ зафиксировано, что для предпринимателя важна не столько сама сфера деятельности, сколько систематическое получение прибыли. 4. Признаком предпринимательских экономических отношений является хозяйственный риск. Риск постоянно сопутствует бизнесу и формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. Риск - это возможные неблагоприятные имущественные последствия деятельности предпринимателя, не обусловленные какими-либо упущенными возможностями с его стороны.

Рисковый характер деятельности может привести не только к банкротству, но и оказаться пагубным для имущественных интересов граждан и организаций. ГК РФ предусматривает повышенную имущественную ответственность предпринимателя за нарушение им своих обязательств, если у него не будет доказательств того, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие действия непреодолимой силы (п.3 ст. 401 ГК РФ). Вместе с тем приведенное правило действует, если иное не предусмотрено договором или законом. В условиях правовой неподготовленности значительной части населения страны предприниматели практически всегда могут внести в договор условие об ответственности за его нарушение по принципу вины. Кроме того, возможность трактовать непреодолимую силу довольно широко и не сводить ее лишь к стихийным бедствиям также позволяет виновному избежать ответственности.

Предприниматель отвечает за риск своим имуществом, но не только им.

Возможны также утраты, влияющие на его статус на рынке труда и капитала (конкурентоспособность, профессиональная репутация, психологическая оценка и др.). 5. Государственная регистрация участников предпринимательской деятельности - юридический факт, предшествующий началу осуществления предпринимательской деятельности.

Субъекты предпринимательской деятельности для получения статуса предпринимателя должны быть зарегистрированы в этом качестве.

Занятие систематической деятельностью по извлечению прибыли без государственной регистрации влечет за собой юридическую ответственность.

Предпринимательской деятельностью могут заниматься как юридические лица, так и граждане. Среди юридических лиц этим правом в полной мере пользуются коммерческие организации.

Однако на некоторые виды деятельности (транспортной, юридической, аптечной) коммерческая организация должна получить лицензию.

Определенные виды лицензированной деятельности коммерческие организации могут осуществлять только как исключительные (например по организации биржевой торговли) или они признаются несовместимыми с другими видами деятельности (например банковская). Имеются виды деятельности, на которые установлена монополия государственных предприятий (производство и торговля оружием). Некоторые виды предпринимательской деятельности могут осуществлять только юридические лица (дилерская деятельность на рынке ценных бумаг, банковская). Приступить к предпринимательской деятельности можно с момента государственной регистрации. Отказ в государственной регистрации допускается только в случаях установленного порядка образования юридического лица или несоответствия его учредительных документов закону. Отказ в государственной регистрации, а также уклонение от нее могут быть обжалованы в суде. Таким образом, предпринимательство можно определить как инициативную деятельность хозяйственных субъектов, направленную на получение прибыли и основанную на их самостоятельности, ответственности и риске. 1 .2. Направления развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность еще не привела к стабильности и росту экономики, но уже столкнулась с глубокими внутренними противоречиями.

Предпринимательство в России следовало бы воспринимать как многообразное явление, воздействующее на государственную и общественную жизнь. И хотя повышается степень зрелости самих российских предпринимателей, в общественном сознании и на практике эта сфера деятельности, к сожалению, связывается не столько с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг, инвестициями в промышленность, в сельское хозяйство, строительство и т.п., сколько с посредничеством на рынке, со скупкой и перепродажей товаров с целью наживы, что нередко расценивается как антиобщественное деяние - спекуляция.

Предпринимательство тесно взаимодействует со всеми сферами общества, поэтому его существование должно: 1. быть экономически обосновано; 2. логично вписываться в систему производственных отношений; 3. демонстрировать преимущества перед плановой экономикой и иными предпринимательскими способами хозяйствования; 4. обеспечивать более эффективное использование материальных и финансовых ресурсов, достижение научно-технического прогресса; 5. показывать рост производительности труда.

Взаимодействие предпринимательства и общества должно выражаться успехами в социальной сфере: повышением благосостояния населения, более полным удовлетворением насущных потребностей людей.

Важным аспектом в развитии предпринимательства является его взаимосвязь с политической жизнью общества.

Необходимо обеспечить поддержку предпринимательской деятельности со стороны государства, органов местного самоуправления, иных влиятельных политических сил общества. Без этого не утвердится авторитет предпринимательства в обществе, не будут созданы благоприятные условия развития.

Всестороннее правовое регулирование предпринимательской деятельности и широкое изучение предпринимательского права становится важными факторами успеха проводимых в стране экономических реформ. 1 .3. Источники предпринимательского права.

Предпринимательская деятельность регулируется множеством нормативных актов различного уровня.

Нормативные акты различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется ее юридическая сила.

Нормативные акты подразделяются на: 1. законы; 2. акты федеральных органов государственного управления; 3. акты федеральных органов исполнительной власти; 4. акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Закон - это нормативный акт, принимаемый представительным органом государственной власти РФ или ее субъектов. По действующему законодательству различают федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) - нормативный акт, принимаемый Федеральным собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции. ФКЗ имеют более высокую юридическую силу в сравнении с федеральными законами и принимаются по вопросам: изменения конституционно-правового статуса субъекта РФ; принятия в состав нового субъекта РФ; проведения референдума: о режиме военного положения; о чрезвычайном положении и т.д.

Федеральный закон - нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами.

Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам. Закон субъектов РФ - нормативный акт, принимаемый высшим представительным органом субъекта Федерации.

Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками предпринимательского права служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие как свобода торговли, международные договоры России.

Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, что предусмотрены гражданским законодательством, то применяются правило международного договора. Кроме того, существует большое количество нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы предпринимательской деятельности.

Нормативные правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, можно распределить на 4 группы.

Первая группа определяет внутренние отношения предпринимательской деятельности: порядок учреждения субъекта предпринимательской деятельности, управления, организации труда.

Вторая группа регулирует отношения по вертикали: между субъектами предпринимательской деятельности, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) исполнительными органами государственной власти субъектов РФ. Третья группа регулирует отношения субъектов предпринимательства по диагонали, в частности с банками и иными кредитными организациями.

Четвертая группа регулирует отношения субъектов предпринимательской деятельности по горизонтали - со своими партнерами в связи с экономической деятельностью: поставщиками, покупателями. 1 .4. Правовой статус предпринимателя.

Гражданин в целях извлечения прибыли может учредить юридическое лицо и получать прибыль от его деятельности или заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Ст. 18 ГК РФ гласит, что граждане РФ могут заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью. Это право гражданина может быть ограничено только на основании соответствующего федерального закона.

Например, согласно ст. 9 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. в ред. От 6 мая 1998 г. должностным лицам органов государственной власти и государственного управления запрещается заниматься самостоятельной предпринимательской деятельностью. В соответствии со ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий способен реализовать это право. Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими признаками субъекта гражданского права: 1. правоспособностью (способность иметь гражданские права и нести обязанности); 2. дееспособностью (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их - ст. 21 ГК РФ); 3. иметь местожительство (место, где гражданин проживает постоянно или преимущественно). Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане, т.е. те, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской и иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу. По общему правилу, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия (по достижении 18-летнего возраста). Особенности статуса индивидуального предпринимателя, действующего без образования юридического лица, заключается в следующем. Этот статус гражданин приобретает в результате государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава фермерского хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем автоматически с момента государственной регистрации его хозяйства. При этом особой регистрации владельца хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя не требуется. Если гражданин занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с нарушением требования о регистрации, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Уклонение от государственной регистрации или необоснованный отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданином в арбитражном суде. Отказ в государственной регистрации предпринимателя допускается только в случаях несоответствия состава представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482. В отличие от граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, имущественные споры между гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, а также между указанными гражданами и юридическими лицами, разрешаются не обычными судами (судами общей юрисдикции), а арбитражными судами, за исключением споров, не связанных с осуществлением гражданами предпринимательской деятельности. Иные споры с участием гражданина, хотя и имеющего статус индивидуального предпринимателя, подведомственны судам общей юрисдикции.

Предприниматель несет повышенную ответственность в отличии от иных граждан, поскольку по действующему законодательству лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность независимо от наличия вины.

Требования к индивидуальному предпринимателю могут предъявить и кредиторы по обязательствам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности (о причинении вреда жизни, здоровью и имуществу граждан или юридических лиц, о взыскании алиментов и т.п.). ИП, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, по решению суда может быть признан несостоятельным (банкротом). Также ИП может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не запрещено совмещать с предпринимательством. В отличие от юридических лиц имущество ИП, составляющее объекты коммерческой деятельности, может переходить по наследству и по завещанию. Что касается права заниматься предпринимательской деятельностью, то оно по наследству не передается.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, несут ответственность, в том числе и уголовную, в соответствии с законодательством РФ. Все доходы, полученные от такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства.

Государственная регистрация физического лица, изъявившего желанием заниматься предпринимательской деятельностью, осуществляется соответствующей администрацией района, города, поселка, села по месту постоянного жительства этого лица. За государственную регистрацию предприниматель уплачивает регистрационный сбор в установленном размере.

Вместе с квитанцией об уплате сбора гражданин должен представить составленное по форме заявление, паспорт и фотографии. В заявлении указываются сведения о гражданине: паспортные данные, почтовый адрес постоянного места жительства или временного проживания, а также виды планируемой предпринимательской деятельности.

Органам государственной регистрации запрещено требовать представлением иных документов и сведений о предпринимателе.

Зарегистрированному ИП выдается свидетельство установленной формы. После регистрации ИП подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту своей регистрации (т.е. по месту жительства). Для постановки на учет предприниматель представляет в налоговую инспекцию: 1. свидетельство о государственной регистрации предпринимательской деятельности без образования юридического лица; 2. паспорт; 3. трудовую книжку; 4. чистую тетрадь (для учета доходов и расходов). ИП обязаны также зарегистрироваться в Пенсионном фонде и в Фонде обязательного медицинского страхования.

Предприниматели, использующие наемный труд, кроме того, регистрируются в Фонде социального страхования и в Государственном фонде занятости населения. Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального разрешения - лицензии, которая является официальным документом, дающим право на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока. 1 .5. Несостоятельность (банкротство) ИП. ИП может быть признан несостоятельным (банкротом) в судебном или добровольном порядке, о чем он должен официально объявить должникам.

Предприниматель признается банкротом, если установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ (услуг), обеспечить обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды в связи с превышением обязательства должника над его имуществом или из-за неудовлетворительной структуры баланса предприятия.

Заявление о признании ИП банкротом может быть подано любым должником.

Предприниматель считается банкротом, и его регистрация в качестве ИП утрачивает силу с момента вынесения арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства. У предпринимателя аннулируются выданные ему лицензии на осуществление отдельных видов деятельности. ИП, признанный банкротом, не может быть зарегистрирован в качестве ИП в течение года с момента его признания его банкротом.

Требования кредиторов ИП в случае признания его банкротом удовлетворяются в соответствии с установленной законом очередностью за счет всего принадлежащего ему имущества, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание согласно гражданскому процессуальному законодательству и закону РФ. По завершении процедуры признания ИП банкротом его регистрация в качестве ИП утрачивает силу. С этого момента все споры с его участием разрешаются в судах общей юрисдикции. 1 .6. Развитие малого предпринимательства. Роль малого бизнеса уже давно оценена мировой практикой. Эти формы производства способны эффективно функционировать, поскольку они располагаются в непосредственной близости к рынку, способны чутко реагировать на спрос, выпускать продукцию небольшими партиями (что невыгодно большим фирмам). Наконец, достоинством малых предприятий является отсутствие лишних звеньев управления.

Необходимо отметить одно важное обстоятельство: малый бизнес создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку способствует развитию конкуренции, создает новые рабочие места, расширяет потребительский сектор.

Функционирование малых предприятий ведет к насыщению рынка товарами и услугами, повышает экспортные возможности, содействует более эффективному использованию местного сырья. Надо сказать, что в экономике стран Западной Европы, в США и Японии малым предпринимателям (с числом работающих до 20 человек) отводится важная роль. На долю таких предприятий приходится 2/3 проекта новых рабочих мест, что позволило значительно снизить безработицу.

Наряду с потребительскими товарами они производят отдельные узлы и механизмы, полуфабрикаты и детали, необходимые крупным фирмам для выпуска конечной продукции. Таким образом, в малом бизнесе заложен крупный потенциал, который необходимо учитывать в прогнозах развития нашей экономики. В настоящее время правовое регулирование развития малого предпринимательства осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14 июня 1995 г., Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 г., Законом РФ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» от 31 июля 1998 г., а также рядом других законодательных актов. В РФ критерием, по которому предприятие относится к категории малого, является численность всего персонала, как состоящего в штате, так и работающего по гражданско-правовым договорам.

Субъектами малого предпринимательства согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» являются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: В промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; В сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; В оптовой торговле - 50 человек; В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Предприятие может быть признано малым только при условии ,что сумма выручки от реализации произведенных им товаров (выполненных работ, оказанных услуг) в течение предыдущих 4 кварталов не превышала 1000-кратного установленного федеральным законом МРОТ. Средняя численность работающих определяется в каждом налоговом периоде ежеквартально нарастающим итогом исходя из фактической численности работающих. В настоящее время роль малых предприятий значительно возрастает. Их создание имеет большое значение, т.к. способствует увеличению занятости населения: обеспечивает развитие производства, товаров и услуг.

Формируются фонды поддержки предпринимательства на федеральном и региональном уровнях.

Специальные государственные органы осуществляют финансово-кредитные и другие меры поддержки малых предприятий.

Развитие малых предприятий стимулируется налоговыми льготами при производстве товаров и услуг, льготным кредитованием, предоставлением оборудования по лизинговым договорам и другими мерами. В РФ государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: Формирование инфраструктур поддержки и развития малого предпринимательства; Создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности; Поддержка внеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами; Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Финансовое обеспечение государственной и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также из других источников.

Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию.

Предусматриваются следующие меры финансирования: Предоставление государственных гарантий иностранным кредитным организациям, выделяющим кредиты на поддержку малого предпринимательства; Предоставление государственных гарантий по кредитам, выдаваемых банками и другими кредитными организациями РФ субъектами малого предпринимательства; Выделение государственных льготных инвестиционных кредитов; Направление из Государственного фонда занятости населения РФ не менее 40 % средств на создание новых рабочих мест в сфере малого предпринимательства.

Предусмотрен ряд мер по развитию малого предпринимательства.

Ускоренная амортизация.

Субъекты малого предпринимательства вправе применять ускоренную амортизацию ОПФ с отнесением связанных с этим затрат на издержки производства в размере, в дав раза превышающем нормы, установленные для соответствующих видов основных фондов.

Наряду с этим могут списываться дополнительно как амортизационные отчисления до 50 % первоначальной стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет.

Однако в случае прекращения деятельности малого предпринимательства по истечении года с момента ввода его в действие суммы дополнительно начисленной амортизации подлежат восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли указанного предприятия.

Льготное кредитование.

Кредитование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным организациям из средств фондов поддержки малого предпринимательства. Эти фонды вправе компенсировать кредитным организациям полностью или частично недополученные ими доходы при кредитовании субъектов малого предпринимательства на льготных условиях.

Страхование.

Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации в подобных случаях пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Фонды поддержки малого предпринимательства по договору со страховой организацией вправе компенсировать ей полностью или частично недополученный доход.

Государственный заказ.

Государственные заказчики при формировании и размещении заказов, а также заключении государственных контрактов на поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по приоритетным видам продукции обязаны размещать у субъектов малого предпринимательства не менее 15% общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции. Глава 2. Потребитель . В основе понимания потребителя лежат 4 главных принципа: 1. потребитель-хозяин; 2. для успеха предпринимательской деятельности требуется понимание мотивации поведения потребителя; 3. поведение потребителя подвержено влиянию; 4. при работе с клиентом нужно учитывать социальную законность и этическую чуткость.

Рассмотрим каждый из перечисленных принципов подробнее.

Потребитель-хозяин.

Многие товары, выводящиеся на рынок как успешные коммерческие проекты, терпят неудачу из-за неправильного, ошибочного позиционирования.

Поведение потребителя, как правило, осознанно.

Товары и услуги принимаются или отвергаются потребителями в зависимости от того, в какой мере они соответствуют потребностям и стилю жизни человека. Стиль жизни отражает деятельность людей, их интересы и мнения. Если ценности обладают относительным постоянством, то стиль жизни меняется довольно быстро.

Изменения стиля жизни необходимы для поддержания его соответствия личности человека. С развитием отдельной личности, изменением условий ее жизнедеятельности (учебы, работы, семейного положения) происходит и смена жизненных приоритетов.

Благодаря экономическому прогрессу, росту материального благосостояния и повышению образовательного уровня наблюдается растущая индивидуализация потребительского поведения. Стиль жизни представляет собой результат взаимодействия экономических, культурных и социальных сил, оказывающих давление на человеческие качества. Стиль жизни строится вокруг трех уровней анализа: 1. на самом стабильном и неизменном уровне располагаются индивидуальные личностные ценности, т.е. твердые и стойкие убеждения в том, что определенный образ жизни лучше, чем другие; 2. на промежуточном уровне находится совокупность деятельности, интересов и мнений.

Активность личности - ее характерное поведение и манера проводить время.

Интересы личности - ее предпочтения и то, что она считает для себя важным в среде обитания.

Мнения касаются идей личности, того как она оценивает окружающую ее действительность.

Исследование профилей потребителей, проведенное французской фирмой «Сентер де Коммуникасион Аванс» и группой «Гавас-Евроком», позволило выявить 16 потребительских групп от осторожных (пенсионеров, примирившихся с судьбой, стремящихся к стабильности) до пуритан или строгих.

Понимание мотивации и поведения потребителей это не вопрос выбора, а необходимость для выживания в условиях конкуренции. 2. 1. Мотивация потребителя.

Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ей границы и формы и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека.

Человек может взаимодействовать на свои мотивы, уменьшая их действия и даже устраняя их.

Поведение потребителя обычно определяется не одном мотивом, а их совокупностью.

Мотивы делят на три основные категории: биологические, свойственные человеку и животным; социальные - свойственные человеку и частично животным; духовные - свойственные только человеку и связанные с интеллектуальными способностями.

Важную роль играют эмоции, которые возникают на этапе оценки вероятности удовлетворения или неудовлетворения возникших потребностей, а также при удовлетворении этих потребностей. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществляться это действие.

Мотивационный процесс состоит из 6 стадий: 1. возникновение потребности; 2. поиск путей удовлетворения потребностей; 3. определение целей (направления) действия. На данной стадии решаются вопросы: что нужно получить, чтобы удовлетворить потребность; что для этого нужно сделать; в какой мере можно достичь желаемого результата. 4. осуществление действия; 5. получение результата. Здесь выясняется, насколько выполненное действие дало желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию. 6. удовлетворение потребности. 2 .2. Поведение потребителя подвержено влиянию.

Потребитель независим в своем выборе, но маркетинг может повлиять на мотивацию, и на поведение, если предполагаемые изделия или услуга рассчитаны на удовлетворение нужд и ожиданий потребителя. Хотя решение о покупке принимается непосредственно конкретным человеком, ряд маркетинговых инструментов способствует созданию большей мотивации.

Например, при предложении скидки с цены, активной рекламной кампании, внимательном продавце и т.п. потенциальный покупатель получает больше положительных аргументов в пользу того или иного товара. Чем больше положительных аргументов, тем вероятнее совершение потребителем покупки товара.

Наличие у потребителя ценностей, выраженных в убеждениях о жизни и приемлемом поведении, обуславливает выбор продуктов и марок.

Ценности могут быть личными и социальными.

Социальные ценности определяют «нормальное» поведение для общества или группы, а личные ценности - для конкретного человека.

Используя многоступенчатый анализ, ученые пытаются установить связь между показателями продукта, личными результатами (последствиями) и ценностями. 2 .3. Соблюдение социальной законности.

Применение различных инструментов маркетингового давления на потребителя не должно нарушать права самих потребителей, не водить их в заблуждение, не оказывать чрезмерного влияния при принятии решения о покупке того или иного товара.

Наличие манипуляций, предложение недоброкачественных товаров, доведение до потребителей неточной, а иногда заведомо ложной информации, привело к необходимости защиты прав потребителей на государственном уровне. В настоящее время законы о защите прав потребителей действуют практически во всех странах мирового сообщества.

Однако появилась другая проблема - экстремизм потребителей, которые, используя букву закона, пытаются нажиться за счет продавца или производителя товара. Права потребителей как таковые впервые были сформулированы в 1961 г. в США. В конце 20 столетия были выделены 7 основных прав потребителей: право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя. право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя). право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумный выбор или принять решение. право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием. право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов. право на получение сведений, знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решений. право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни поколений. В РФ имеется целая группа нормативных актов, регулирующих отдельные сферы потребительского законодательства. В Конституции закреплены права граждан и установлены гарантии осуществления этих прав.

Потребителей защищают нормы административного и уголовного законодательства. В уголовном кодексе целый раздел (глава 22) посвящен преступлениям в сфере экономической деятельности. В частности, ст. 200 гласит: «обман потребителей (обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товаров) наказывается штрафом в размере от 100 до 200 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы за период от 1 до 2 месяцев». Нормы, предусматривающие ответственность за нарушение прав потребителей, содержатся и в Кодексе «Об административных правонарушениях». Кроме того, в сфере потребительского законодательства действует несколько законов, напрямую затрагивающих интересы потребителей: законы РФ «О страховании», «О сертификации», «Об антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур». В России защита основных потребительских прав обеспечивается Федеральным законом № 2300-I «О защите прав потребителей», принятым 7 февраля 1992 г. (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа 2004 г.). В разработке и принятии закона активное участие приняли Госкомитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, потребительские организации, Международная конфедерация обществ потребителей.

Потребителем признается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Законом потребителям предоставлено право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств; если речь идет о продуктах питания, то их состав, калорийность, содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и дата изготовления.

Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения.

Требования обязательной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия. Праву потребителя соответствует обязанность продавца и изготовителя обеспечивать всю требуемую информацию.

Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный покупателю.

Изготовитель обязан: передать потребителю товар, качество которого соответствует договору; установить срок годности, гарантийный срок на товар (услугу); обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара; предоставить информацию о товарах (работах, услугах). Информация о товарах должна содержать обозначения стандартов, требованиям которых должны соответствовать товары; сведения об основных потребительских свойствах: цену и условия приобретения товара; гарантийный срок: правила и условия эффективного и безопасного использования; срок службы и срок годности; место нахождения изготовителя; информацию о сертификации товаров; информацию о правилах продажи товаров; указать режим работы продавца.

Приобретая товары, потребитель должен быть уверен, что они соответствуют его потребностям, и информация о товарах является достоверной.

Однако даже на рынках развитых стран встречается масса подделок. Таким образом, никто не застрахован от вероятности приобретения недоброкачественных товаров. А это является нарушением прав потребителей. Для защиты своих интересов потребители должны владеть информацией о своих правах и знать, в какие инстанции нужно обращаться для решения спорных вопросов. Глава 3. Защита прав потребителей.

Защита прав потребителей осуществляется специальными организациями, действующими в соответствии с законом «О защите прав потребителей». Федеральный закон 'О защите прав потребителей' от 07.02.1992 г. №2300-1 (с изменениями от 09.01.1996 N 2-ФЗ, от 17.12.1999 N 212-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.12.2004 N 171-ФЗ, от 27.07.2006 N 140-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 25.11.2006 N 193-ФЗ, от 25.10.2007 г. №234-ФЗ ) Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в этом законе : Глава I. Общие положения Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей Статья 2. Международные договоры Российской Федерации Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей Статья 4. Качество товара (работы, услуги) Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах) Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя) Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге) Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги) Статья 15. Компенсация морального вреда Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя Статья 17. Судебная защита прав потребителей Глава II. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям Статья 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества Статья 26. Правила продажи отдельных видов товаров Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара Глава III. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг) Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг) Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг) Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги) Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок Статья 37. Порядок оплаты выполненной работы (оказанной услуги) Статья 38. Правила бытового и иных видов обслуживания потребителей Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг Глава IV. Государственная и общественная защита прав потребителей Статья 40. Государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) по предоставлению информации федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей (их территориальным органам) Статья 42. Утратила силу.

Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей 3 . 1. Защита интересов особых групп потребителей К особым группам потребителей относятся дети и малоимущие граждане. Для них требуются основные регулирующие и информационные усилия.

Детская аудитория является малоподготовленной и наиболее восприимчивой к рекламным заявлениям. По оценкам американских специалистов, в 1977 г. каждый ребенок смотрел телевизор в среднем более 1300 часов в год, т.е. за год ему приходилось видеть более 20 тыс. коммерческих роликов. В результате чего дети, влияя на своих родителей, добиваются приобретения массы ненужных товаров. Дети не обладают опытом оценки рекламных сообщений и умением правильно принимать решения о покупке.

Определенные рекламные приемы и стратегии, оправданные для взрослой аудитории, приводят детей в замешательство или толкают на дурной путь. В этой связи государство считает необходимым регулировать содержание рекламы, рассчитанной на детей.

Приглашение к участию детей в рекламе разрешено только по тем товарам, которыми пользуются именно дети. По закону РФ «О рекламе» запрещено прерывать рекламой детские и образовательные передачи более чем один раз в течении 15 минут на период, не превышающий 45с.

Рекламные щиты могут размещаться не ближе 100 метров от детских, образовательных и спортивных сооружений. В 1990 г.

Палата представителей и Сенат США приняли Закон о практике телевизионной рекламы для детей, где устанавливались следующие ограничения для коммерческой рекламы в программах детского телевидения: 10,5 минут в час по выходным и 12 минут в час в остальные дни. В ходе психографических исследований было выявлено три категории ценностей и стилей жизни: 1. Потребители, которыми руководят потребности, подразделяются на тех, кто «выживает», и тех, кто «терпит»; к первым относятся обездоленные люди. 2. Потребители, которыми руководят внешние факторы. Они составляют основную относительно постоянную рыночную массу.

Совершая покупки, потребители заботятся о том, что подумают об этом другие люди. 3. Потребители, которыми руководят внутренние факторы. Их жизнь направлена на собственные нужды, а не на ценности окружающих людей. Хотя их число не велико, они могут играть важную роль в качестве законодателей мод, в группах через которые проходят все товары. Это сегмент быстро растет, в то время как число потребителей из первой группы сокращается.

Потенциальные проблемы бедных сегментов состоят в необходимости рационально распределить крайне скудные ресурсы, не ощущая дискриминации в процессе покупки и потребления товаров.

Поэтому фирмы, рассчитанные на обслуживание «бедноты», не должны акцентировать внимание на ущемлении данных групп потребителей по ассортименту предлагаемой продукции, внешнему и внутреннему оформлению торговых предприятий. Если число нищих в обществе растет, необходимо прибегнуть к изменению маркетинговых стратегий. Во-первых, отношение людей к деньгам ухудшается, что приводит к бережливости и нежеланию быть должником при покупке товаров длительного пользования. Во-вторых, когда число обездоленных людей растет, увеличение спроса на услуги сопровождается ростом преступности, расходами государства и другими факторами, которые ведут к повышению налоговых ставок и сокращению потребления среди большинства населения. В многонациональных странах возникают проблемы не только с бедными потребителями, но и с дискриминацией по национальному признаку.

Поэтому государство поддерживает предпринимателей, относящихся к социальным меньшинствам.

Заключение.

Переход российской экономики к рынку сопровождался появлением различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности. В этих условиях особое значение для совершенствования гражданского законодательства России в области регулирования деятельности юридических лиц, основанных на различной форме собственности, имеет богатый опыт организации работы предприятий в зарубежных странах. На протяжении многих десятилетий на компаниях различных форм собственности и организационно-правового оформления отрабатывались методы правового воздействия с целью наиболее эффективного их функционирования. Союз потребителей России в соответствии с законом 'О защите прав потребителей' и Уставом осуществляет следующие направления деятельности: Представление интересов потребителей (их союзов, ассоциаций) перед органами государственной власти; Анализ действующего законодательства, затрагивающего интересы потребителей, и разработка предложений по его совершенствованию; Правовое просвещение; Правовая поддержка; Обеспечение потребителей объективной информацией о товарах и услугах; Независимая потребительская экспертиза качества товаров и услуг; Независимая экспертиза обоснованности тарифов, цен, стандартов, на товары и услуги; Внесение в органы государственной власти предложений о мерах по повышению качества и изъятию из оборота некачественных товаров и услуг; Поддержка отечественных производителей качественных товаров и услуг. В этом году потребительскому движению в России исполняется 20 лет.

Однако за эти годы мы фактически прошли путь, на который в других странах понадобились многие десятилетия. В стране вот уже 15 лет действует закон «О защите прав потребителей», созданы государственные и муниципальные органы, защищающие потребительские права, в большинстве регионов возникли общественные объединения, появились юристы, экономисты, журналисты, которые специально занимаются - по долгу службы или по личной инициативе - защитой прав потребителей. За эти годы только в Союзе потребителей России и его региональных организациях квалифицированную правовую помощь получили два миллиона граждан, чьи права были нарушены.