Мой психологический портрет

Мой психологический портрет

Считается, что психология как наука берёт начало в 1879 г., когда в г.

Лейпциге была открыта Вундтом первая психологическая лаборатория. В середине двадцатого века начинается процесс разделения психологии на возрастную, медицинскую, инженерную, социальную, педагогическую, космическую, спортивную, творческую и т.д.. По мере развития психологии в теории, возрастала потребность её применения на практике, что и привело к появлению практической психологии.

Известные психологи Ю. М. Забродин и В. В. Новиков отмечают, что различие научно-исследовательской и научно-практической психологии состоит прежде всего в предмете и объекте изучения. В центре внимания практической психологии должен стоять реальный живой человек со всеми его особенностями, включенный в реальную сферу жизнедеятельности и наполненный различными жизненными проблемами, которые могут его радовать и мучить. Б. Г. Ананьев в своих работах обосновал, что каждый человек является яркой индивидуальностью, объединяющей его природные и личностные особенности.

Индивидуальность Ананьев представлял как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

Исходными характеристиками для личности являются статусно-ролевые и ценностные ориентации, на базе которых формируются мотивация и направленность, характер человека.

Человеческая индивидуальность ? очень сложная система, которая является целостным образованием с определенной организацией свойств.

Функционирование такого образования возможно лишь при взаимодействии различных свойств, являющихся компонентами этой структуры. На основе оценки этих свойств можно составить психологический портрет человека. В данной работе я собираюсь состави ть свой собственный психологический портрет, чтобы рассмотреть свои сильные и слабые стороны, изучить свою индивидуальность, выявить черты, над которыми нужно поработать, которые нужно развивать и совершенствовать. Это поможет мне в дальнейшей жизни: в общении с разными людьми, работе, решении разного рода проблем и др. Также это пригодится мне для моей будущей профессии, так как я учусь на специальность Промышленного и Гражданского строительства , и в будущем мне придется работать с разными людь ми. МОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Способности. Метод Амтхауэра . Потенциальные возможности человеческой психики поистине неисчерпаемы. Так же неисчерпаемо многообразие комбинаций способностей у людей. Но нужно уметь распорядиться этим бесценным даром природы, помочь себе и другим людям раскрыть и развить свои способности. Для того, чтобы реализовать свои способности в жизни, необходимо иметь примерное представление о них. Метод Амтхауэра направлен на выявление преобладающих способностей человека. Для этого я проделала работу с девятью субтестами, ориентированными на определение разных способностей. В итоге, по каждому субтесту были получены определенные значения. По схеме обработки Амтхауэра нужно занести эти значения в гистограмму. > Субтест 1 ориентирован на определение способности самостоятельного мышления, субтест 2 ? способности точно выражать словесные значения, субтест 3 ? способности комбинировать понятия (подвижность мышления), субтест 4 ? способности к абстрактному мышлению и образованию понятий, субтест 5 ? способности практического, численного мышления, субтест 6 ? способности алгоритмического мышления, субтест 7 ? способности наглядно-образного мышления, субтест 8 ? способности пространственного мышления и воображения, субтест 9 ? способности ассоциативного мышления и памяти.

Проанализировав соотношение своих способностей, я получил следующие выводы: у меня высокие вербальные или словесно-логические способности, это указывает на успешность в общественных и филологических науках и управлении; средние математические способности и невысокая успешность в обращении с символами; достаточно высокая математико-естественная и теоретико-техническая одаренность; высокие практическая и естественнонаучная одаренность и конструкторские способности; подвижное мышление. Я вполне согласен с результатами данной методики.

Исследование индивидуальных свойств нервной системы Нервная система - это совокупность органов, образованных нервной тканью, функциями которой являются адаптация к изменяющимся условиям внешней среды, координация и энергетическое обеспечение внутренних органов.

Нервная система работает по принципу смены процессов.

Каждый из процессов может быть охарактеризован с точки зрения их силы, уравновешенности и неуравновешенности, а также могут с большим или меньшим трудом, с большей или меньшей скоростью (подвижностью) сменять друг друга. Также нервную систему можно охарактеризовать как проводник сигналов внешней среды во внутреннюю.

Основными свойствами нервной системы являются сила, возбуждение, торможение, уравновешенность и подвижность. Для изучения некоторых свойств нервной системы я использовал две методики: Ильина и Стреляу. Сила - слабость нервной системы.

Методика Ильина. Сила нервной системы по возбуждению - это способность сохранять работоспособность на уровне близком к исходному в течение длительного времени (способность нервных клеток выдерживать длительное возбуждение без включения торможения). Слабость нервной системы связана с ее высокой чувствительностью, способностью улавливать низкие по интенсивности сигналы, которые лежат ниже порога восприятия людей с сильным типом нервной системы.

Слабая нервная система характеризуется невысокой выносливостью нервных клеток. Для определения силы нервной системы используют Методику Ильина.

Сначала мы расчерчиваем лист бумаги на 8 квадратов, затем берем в руки ручку и начинаем ставить точки в квадраты. На каждый квадрат отводится 30 секунд. Затем считаем количество точек в каждом квадрате и по этим данным строим график. В зависимости от вида этого графика выявляем силу нервной системы.

График, полученный по моим результатам, показан на табличке > Вывод: у меня нервная система скорее средней силы. Мои работоспособность и выносливость достаточно высокие, я обладаю высокой стрессовой устойчивостью и плохо переношу монотонную однообразную работу, люблю деятельность, предполагающую преодоление различных препятствий.

Методика Стреляу.

Данная методика помогает определить степени сил нервной системы по возбуждению и торможению и подвижность нервных процессов.

Возбуждение ? это процесс перехода нервной клетки в активное состояние.

Торможение ? это процесс прекращения работы нервной клетки.

Подвижность ? это скорость развития возбуждения или торможения. Итак, сначала нужно пройти тест, состоящий из утверждений, с которыми нужно согласиться или нет, и посчитать количество баллов по трем параметрам: сила нервной системы по возбуждению (у меня - 24 балла); сила н. с. по торможению (у меня - 16 баллов); подвижность нервных процессов (у меня - 24 балла). Вывод: у меня высшая степень силы по возбуждению, средняя - по торможению, и высшая степень подвижности. 3. Темперамент Темпераментом называют закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности. Типы темпераментов и некоторые их признаки : 1) Сангвиник (от лат. sangvis - кровь) - отзывчивость, общительность, достаточная подвижность, подход доверяй, но проверяй , ненадёжность, поверхностность. 2) Флегматик (от лат. phlegma - смесь) - закрытость от внешнего мира, неторопливость, взвешенность решений, устойчивость, постоянство, терпеливость, сухость, безразличие. 3) Холерик (от лат. chole - жёлтая желчь) - высокая активность, резкость, яркость эмоциональных переживаний, неуравновешенность, вспыльчивость, одержимость целью, идеей. 4) Меланхолик (от лат. melanchole - чёрная желчь) - маловыносливость, малая внешняя активность, способность к сопереживанию, глубина чувств, эмоциональная ранимость, депрессивность. Стоит отметить, что чаще всего встречаются смешанные типы темпераментов, имеющие характеристики от нескольких основных типов. Для определения темперамента используется тест Айзенка. Тест заключается в ответе ( да или не знаю ) на перечень 57 вопросов. Далее подсчитывается количество совпадений ответов, данных испытуемым, с ключами от трёх шкал(шкала лжи, шкала экстраверсии - интроверсии и шкала эмоциональной устойчивости). Каждое совпадение оценивается в один балл. По каждой шкале ответы да и нет суммируются.

Данные, полученные с помощью опросника, считаются недостоверными, если по шкале лжи испытуемый набрал 5 баллов или больше. Мои результаты: шкала лжи: 0; шкала экстраверсии-интроверсии: 18; шкала эмоциональной устойчивости: 16; Затем необходимо построить график (рис. 3): 16 18 Ф С Вывод: по результатам данного опросника я являюсь холериком.

Признаки холерика - высокий уровень нервно-психической активности; энергичные, резкие, стремительные движения; импульсивные, яркие эмоции и переживания; сильный; неуравновешенный; возбудимый, рисковый и подвижный.

Холерик обладает дигнитофильным и исследовательским типом инстинкта. Часто холерики являются лидерами.

Правда я не полноценно согласен с такой характеристикой. 4 . Тревожность Тревожность - индивидуальная особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.

Тревожность имеет двоякую природу: физиологическую и социальную. Шкала Спилберга-Ханина.

Данный тест состоит из двух частей: 1. как я себя чувствую в данный момент; 2. как я себя чувствую обычно.

Каждая часть состоит из 20 вопросов.

Отвечая на эти вопросы, нужно поставить одну из цифр (1,2,3,4) в зависимости от того, насколько верно данное высказывание применительно к тебе. Затем по формулам нужно рассчитать РТ и ЛТ. РТ - реактивная тревожность (чувство тревоги, испытываемое сейчас). ЛТ - личностная тревожность (чувство тревоги, испытываемое обычно). Мои результаты: РТ = 38, ЛТ = 42. Вывод: у меня умеренные РТ и ЛТ. Умеренность РТ, видимо, объясняется тем, что на тот момент я был спокоен, меня практически ничто не беспокоило. Мой ЛТ лежит в умеренном интервале, ближе к высокому. Я не полностьюсогласен с этим, так как часто беспокоюсь по поводу учебы, личной жизни и т.д. 5. Самооценка Самооценка ? это оценка человеком самого себя, своих способностей, своего места в мире.

Самооценка входит в состав сознания.

Способы оценки самого себя : 1) Сопоставление себя, своих целей с объективными результатами деятельности; 2) Сравнение себя с другими людьми и с собственными внутренними эталонами; 3) Принятие оценок своей личности, данных другими людьми.

Методика шкалы личностных качеств направлена на определение самооценки. Этот тест заключается в выборе определённых личностных качеств, перечисленных в пособии, и их распределении в две группы - Мой идеал и Антиидеал . Затем из выбранных качеств в каждой группе нужно подчеркнуть те качества, которыми вы, по вашему мнению, обладаете. Вывод: по результатам этой методики я выяснила, что у меня нормальная, адекватная самооценка. То есть, я низко оцениваю свои успехи, одобрение и неодобрение окружающих, мне свойственно критическое отношение к себе, а к оценке окружающих я не придирчив. Я полностью с этим согласен. 6. Акцентуация характера Характер - (от греч. «оттиск, отпечаток») это совокупность устойчивых свойств индивида, в которой выражаются способы его поведения, способы эмоционального реагирования.

Характер проявляется в особенностях социального поведения личности и, в первую очередь, в отношениях к людям, к делу, к самому себе.

Характер всегда многогранен. Он состоит, как целостная система, из отдельных компонентов, называемых чертами характера.

Акцентуационная личность ? понятие, означающее чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний.

Выявить преобладающие черты характера можно с помощью методики Леонгарда-Шмишека. Тест состоит из 88 утверждений, с которыми надо согласиться или нет. Затем нужно провести расчеты по 10 типам акцентуации характера. Мои результаты: Демонстративный тип: 16; Ригидный тип: 16; Педантичный тип: 12; Неуравновешенный тип: 15; Гипертимный тип: 20; Дистимный тип: 9; Циклотимный тип: 21; Тревожный тип: 12; Эмотивный тип: 18; Экзальтированный тип: 12. Вывод: по результатам теста у меня преобладают циклотимный, гипертимный и эмотивный типы акцентуации характера.

Преобладание у меня циклотимного типа говорит о смене гипертимных и дистимных состояний. Таким образом, мне свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий.

Радостные события вызывают у меня картины гипертимии: жажду деятельности.

Печальные ? подавленность, замедленность реакций и мышления. Также часто у меня меняется манера общения с окружающими людьми. «Плохие» дни отмечаются более насыщенным дурным настроением, чем вялостью. В период подъема возрастает желание быть в компании, с друзьями. Мое настроение не влияет на самооценку.

Высокие баллы по гипертимному типу говорят о том, что я подвижный, общительный, болтливый человек. Меня отличает чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Люди этого типа везде вносят много шума, любят компании сверстников и стремятся ими командовать, что полностью мне соответствует. Также людям этого типа характерны легкомысленность и поверхностность, что, на мой взгляд, совершенно неприменимо ко мне. Я согласен с тем, что во мне есть черты, такие как деловитость, изобретательность, инициативность и др. Я - хороший собеседник, умею развлекать других. Но большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Мне характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда я встречаю сильное противодействие или терплю неудачу. Также я трудно переношу условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и одиночество.

Высокий балл по эмотивному типу акцентуации указывает на то, что мне характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств.

Наиболее сильно выраженная черта ? гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, радость за чужие успехи. Я редко вступаю в конфликты, обиды в себе держу редко. Также мне свойственно обостренное чувство долга и исполнительность. Я довольно-таки впечатлительный человек, иногда слезливый. Я бережно отношусь к природе и люблю ухаживать за животными. Итак, я с уверенностью могу сказать, что этот тест выявил черты моего характера. Я не полностью согласен с интерпретацией результатов. Не могу согласиться с данными Акцентуации харарктера ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время психология приобретает все большую популярность и актуальность.

Психология необходима каждому человеку, потому что она помогает разобраться в своих проблемах, в своем характере, помогает принять правильное решение в той или иной ситуации.

Изучение собственного психологического портрета, на мой взгляд, очень полезно.

Проделанные мной тесты помогли мне лучше узнать себя, выявить преобладающие способности и черты характера. Я считаю, что это поможет мне в дальнейшей жизни.