Деятельность Иоганна Гутенберга

Деятельность Иоганна Гутенберга

Фельтре, Италии, точно такой же памятник стоит Памфилию Кастальди; в Бельгии первым книгопечатником считается Ян Брито, а во французском городе Авиньоне - ювелир Прокопий Вальдфогель, владевший «ис кусством искусственно писать». Однако более или менее общепринятая в исторической или библиографической науке точка зрения признаёт изобретателем книгопечатания Иоганна Гутенберга.

Изобретение Иоганна Гутенберга способствовало распространению образования, культуры, книги как основы знаний, так необходимых человечеству для развития общества, становлению и совершенствованию национальных и международных литератур, грамотности в целом, письменности, а это в свою очередь - всей системы образования и воспитания человека. Глава 2 . Иоганн Гутенберг 2 .1. Происхождение и Страсбургский период. О жизни Гутенберга известно немного: до сих пор не установлена даже точная дата его рожде ния, так как записей о крещении не обнаружено.

Называют 1394 или 1397 г., но как полагает большинство биографов, он родился в 1399 или 1400 г.

Иоганн Гутенберг принадлежал к родовитому па трицианскому семейству города Майнца. Он был младшим из детей от второго брака патриция Фриле Гейнсфлеша и непатрицианки Эльзы Вирих. В неко торых документах будущий изобретатель книго печатания именуется Иоганн Генсфлейш цум Гутенберг. Это имя он получил по названию дома - Цум Гутенберг, которым издавна владели его предки. В ранних источниках изобретатель именуется рыцарем, однако исследователи ставят этот вопрос под сомнение, так как герб (ссылка) в ту пору привилегией феодала не был.

Дальнейшая судьба семьи Генсфлейшей - Гутенбергов была определена разгоревшейся в нача ле XV в. в Майнце борьбой между патрициатом и цеховыми ремесленниками. В результате победы последних Генсфлейши - Гутенберги вынуждены были покинуть родной город. Юный Иоганн, ско рее всего, попал в Страсбург. О детских и юношеских годах будущего изобретателя мы решительно ничего не знаем.

Начальное образование он скорее всего получил в школе при монастыре или церковном братстве. Здесь он овладел азами латыни, так как почти все издания, приписываемые Гутенбергу, напечатаны на латинском языке. Была выдвинута гипотеза о том, что в 1418-1420 гг.

Иоганн Гутенберг слушал лекции в Эрфуртском университете.

Последующая его деятельность указывает на его разнообразные поз нания. Судя по всему, он отлично владел юве лирным ремеслом, был умелым гравером и резчи ком по камню. Все это имело большое значение для его будущего изобретения.

Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года.

Достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Это жалоба Гутенберга майнцскому магистрату по по воду невыплаченной ему ренты.

Значительно важ нее другое судебное дело, возбужденное против Гутенберга в 1439 г. несколькими страсбургскими бюргерами. Из материалов видно, что в конце 1437 г. или начале 1438 г.

Иоганн Гутенберг заключил договор с судьей Хансом Риффе и еще двумя жителями Страсбурга на изготовление зеркал (Spiegel) для продажи их на ярмарке в Аахене. Слово 'Spiegel' в те времена имело в немецком языке еще одно значение - так назывались иллюстрированные ксилографическими картинками назидательные книжки - 'Зерцала', имевшие широкое распространение в Европе. В документах идет речь о формах, прессе и каком-то приспособлении из 4-х частей (возможно, форма для отливки литер). Свидетель по делу ювелир Ханс Дюнне дал показания, что получил от Гутенберга 100 гульденов на изготовление того, 'что относится к печатанию'. Свидетели показывали, что Гутенберг делал какие-то опыты втайне от компаньонов.

Вполне вероятно, что это были первые опыты печатания наборными шрифтами. В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и примерно в 1447 г. возвращается в Майнц.

Некоторые исследователи не исключают, что предварительно он побывал во Франции - в Авиньоне, архивные документы которого рассказывают о каких-то опытах 'искусственного письма', которые здесь проводил выходец из Чехии Прокоп Вальдфогель.

Другие отправляют Гутенберга в Голландию.

Документальных подтверждений всех этих поездок нет. 2 .2 . П ервые Майнциские издания. В Майнце была основана типография, в которой первоначально печатались сравнительно небольшие издания - календари, учебники латинской грамматики, индульгенции. Около 1445 г. из-под печатного станка Гутенберга вышла так называемая «Севильская книга» - поэма на немецком языке. В настоящее время она не известна ни в одном экземпляре, и до конца XIX века никто не подозревал о её существование. В 1892 году был обнаружен в Майнце небольшой клочок бумаги - все, что осталось от книги, имевшей приблизительно 74 страницы, по 28 строк в каждой. Этот клочок бумаги, по своему содержанию получил название «фрагмент о страшном суде» и хранится в Гутенбергском музее в Майнце. Далее, кроме нескольких донатов, им был напечатан астрономический календарь на 1448 год, т.е. есть все основания полагать, что отпечатан он не позднее конца 1447 года. Для более крупных работ Гутенберг (В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника - издательство полного текста Библии на латинском языке) не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сделку с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом. Он одолжил ему денежные средства - 800 золотых гульденов из 1600 и, кроме того, обязывался ежегодно выдавать 800 гульденов на потребности производства (краски, бумагу и проч.); типография со всеми ее принадлежностями должна была делиться пополам между Гутенбергом и Фустом.

Основной капитал Гутенберг получил, однако, по частям. От выдачи оборотного капитала Фуст совершенно уклонялся, и по дополнительному договору 1452 года за единовременную уплату 800 гульденов был освобождён от ежегодных взносов.

Несмотря на это, работы в типографии идут успешно, и в дело принимается (в 1452 году) в качестве подмастерья молодой Петр Шёффер, из Гернсгейма, очень способный человек, бывший в Парижском университете в 1449 году переписчиком (каллиграфом) и иллюминатором. Он не только усваивает искусство Гутенберга, но и вероятно, вносит усовершенствования (печать несколькими цветами, скорее всего, его изобретение). Именно эти годы были временем величайшего триумфа Гутенберга: увидел свет не повторимый шедевр книжного искусства - так называемая 42-строчная Библия. 2 .3 Библии Гутенберга. 42-строчная Библия.

Библия Гутенберга, так же известная как 'Библия в 42 строки' или B 42 (ее еще называют Библией Мазарини) была напечатана Гутенбергом в Майнце, вероятно, около 1455 года. Хотя это и не была первая печатная книга, созданная Гутенбергом, как это иногда ошибочно считается, но, несомненно, Библия была его основной работой, и представляет собой символ начавшейся эры печатной книги.

Библия представляет собой два громадных тома, из которых в первом 648 и во втором 638 страниц (всего 1.286 страниц и приблизительно 3.400.000 печатных знаков). Гутенберг стремился к тому, чтобы в этом издании была воссоздана вся красота рукописной книги - не только замысловатые инициалы, рубрики и т.п., но и богатство шрифта. С этой целью Гутенберг изготовил 290 разнообразных литер, включая характерные для манускриптов лигатуры и сокращения. Набор производился в две колонки: сначала по 40 и 41, потом по 42 строки.

Каждая страница и каждая колонка обладают великолепными пропорциями. В этой Библии, как и обычно в первопечатных книгах гутенберговского времени, напечатан типографской краской только основной текст, все заголовки и все заглавные буквы, а также украшения (например, узоры, цветы, листья и т. д.) на некоторых страницах рисованы от руки рубрикаторами и иллюминаторами.

Однако миниатюры, как и во всех книгах Гутенберга, отсутствуют.

Считается, что было произведено 180 экземпляров Библии, 45 на пергамене и 135 на бумаге. Это число представляет собой резкий контраст с возможностями, которыми обладало общество, с давних времён переписывавшее книги вручную.

Производство всего тиража Библии (от набора и печати до иллюминации и рубрикации), заняло период около года. За этот же срок в монастырском скриптории могли переписать только один экземпляр манускрипта подобного объёма и качества.

Подготовка Библии к печати потребовала существенных денежных и временных затрат, возможно, это было одной из причин конфликта между Гутенбергом и Фустом.

Гутенберг создавал шедевр книгопечатания, Фуст же хотел увидеть отдачу от вложенных в типографию денег. Он предъявил требование о возврате денег, но так как все полученные суммы были вложены в дело, то Гутенберг вынужден снова предстать перед судом. 6 ноября 1455 г. суд решает дело в пользу Иоганна Фуста, и вся типография вместе с уже напечатанным тиражом Библии переходит в руки Фуста и Шёффера, который к тому времени успел жениться на дочери Фуста и стать третьим компаньоном.

Гутенбергу суд оставил только ранний комплект шрифтов. 36-строчная Библия.

Гутенберг находит нового компаньона, и печатает новые книги. Этим шрифтом (в котором некоторые буквы отлиты вновь) примерно в 1560 г. набрано другое издание Библии, носящее название 36-строчной (B 36 ), так как шрифт в ней крупнее, то листов больше, чем в Библии в 42 строки, и она составляет три тома - 532+640+596 = 1.768 страниц.

Особенности издания те же, что в 42-строчной Библии.

Очевидно, печатание В 36 было связано с материальными затруднениями Гутенберга, и В 36 было напечатано гораздо меньше, чем В 42 : ее сохранилось до нас всего 13 экземпляров (все на бумаге), из которых существование 2 - сомнительно. Кроме того, зарегистрировано в разных библиотеках два десятка разных фрагментов, в один или несколько листов, на бумаге или пергаменте. 3.5 « Католикон » . Последним изданием Иоганна Гутенберга был «Католикон» латинская грамматика и толковый словарь, составленные И.Бальбусом. В этом издании есть колофон ( в рукописных и старопеч атных книгах завершающий текст на последней странице со сведениями об авторе, месте и времени переписки/печатания и др.), в котором указана дата печатания 1460 год. Но имя типографа и здесь не названо. Это издание, если говорить о его полиграфическом осуществлении, значительно отличается от всех других первопечатных изданий.

Изучавший 'Католикон' американский исследователь Пол Нидхем выдвинул в 1982 г. совершенно сенсационную гипотезу. По его мнению, 'Католикон' напечатан не с помощью подвижного шрифта. Его полосы составлены из цельных двойных строк, собранных в колонки и в страницы.

Немецкий историк полиграфической техники Клаус В. Герхардт предположил, что Иоганн Гутенберг, печатая 'Католикон', для отливки двойных строк использовал технику бумажного матрицирования.

Сложность состоит в том, что ранее считалось, что этот способ появился лишь в XIX столетии . В 1462 году Майнц вновь стал предметом междоусобий - на этот раз между графом Дитером фон Изенбургом, занимавшим кресло архиепископа в Майнце и попавшим в немилость папы, и графом Адольфом Нассауским, которому папа передал майнцское архиепископство. Обе типографии (и Гутенберга, и Фуста) приняли участие в борьбе, выпуская воззвания, при чём Гутенберг был на стороне Адольфа.

Последний, после осады города 28 октября 1462 года, вышел победителем, Майнц был подвергнут разграблению, типография Фуста и Шёффера была разгромлена.

Гутенберг, в благодарность за его поддержку был назначен с 1465 года на службу нового архиепископа и получал содержание.

Прожив в покое остаток жизни, Гутенберг умер в начале 1468 года, днем его кончины условно считают 3 февраля. Он был похоронен в церкви монастыря бенедиктинцев в Майнце. 3 . Суть изобретения Гутенберга.

Множественное воспроизведение литер . Одной из основных составляющих великого изобретения Иоганна Гутенберга был способ множественного воспроизведения типографских шрифтов.

Первым этапом на пути его осуществления было гравирование рельефного выпуклого и зеркального изображения шрифтового знака на торце металлического бруска с прямоугольным сечением. В качестве материала для такого бруска уже в XVI столетии использовали сталь. Такой брусок получил название пунсона.

Вдавливая пуансон в более мягкую металлическую пластину, получали углубленное прямое изображение шрифтового знака. Такой металлический брусок называют матрицей . Матрица служит в качестве формы для отливки типографских литер. Легко понять, что с помощью одного пуансона можно выдавить достаточно большое количество одинаковых матриц, а с одной и той же матрицы - отлить великое множество совершенно одинаковых литер.

Технические истоки способа следует искать в монетном производстве, где издавна применялись металлические штемпели. Живя в Страсбурге, Иоганн Гутенберг сотрудничал с золотых дел мастером Гансом Дюнне, который изготовил для него нечто, относящееся к 'печатанию' ('Trucken'). Сохранились документы, свидетельствующие о том, что тот же Дюнне в 1421 и 1427 гг. гравировал штампы для монетного двора . Типографский сплав. Для изготовления матриц необходимо было подобрать металл, который бы, с одной стороны, легко поддавался тиснению, а с другой стороны, не размягчался при заливке в него расплавленного металла, из которого изготовляли типографские литеры. Таким материалом издавна была медь.

Именно из меди выполнены старейшие из сохранившихся до наших дней матрицы, которы е относят к началу XVI столетия . Но ме талл для отливки самих литер должен был обла дать такими качествами, какими не обладает ни один природный металл: он должен был легко пла виться при сравнительно невысоких температурах, не быть слишком вязким в расплавленном виде и мгновенно затвердевать при остывании. В резуль тате долгих опытов Гутенберг выбрал сплав, со стоящий из 70 частей свинца, 25 частей олова и 5 частей сурьмы.

Решение оказалось настолько удачным, что в дальнейшем потребовались лишь весьма незначительные коррективы.

Типографская краска.

Типографская краска - еще одно уникальное изобретение Гутенберга. Надо сказать, что издания Иоганна Гутенберга, и прежде всего 42-строчная Библия, поражают нас иссиня-черными, немного поблескивающими текстовыми полосами, которые кажутся отпечатанными лишь вчера.

Сравнительно недавно стало известно, что помимо основных составляющих типографской краски того времени - сажи и льняного масла (олифы) в составе, изобретенном Иоганном Гутенбергом, присутствуют медь, сера и свинец. По мнению современных гутенберговедов, именно свинец ответствен за непривычный блеск текстовых полос гутенберговских изданий.

Наборная касса.

Наборная касса - это ящик, разделенный перегородками на множество отделений - по числу шрифтовых знаков. Для удобства наборная касса была разделена на две части - верхнюю с ячейками для прописных букв и знаков препинания и нижнюю для строчных букв. В верхней кассе литеры располагались в алфа витном порядке, а в нижней - с таким расчетом, чтобы наиболее часто встречающиеся буквы были под рукой. К одной из стенок кассы прикреплен тенакль - державка для листа рукописи, которая служит оригиналом для набора.

Наборщик держит в левой руке верстатку - плоский ящичек с двумя стенками.

Третья стенка выполнена подвижной - ее устанавливали по формату строки.

Наборщик брал литеры из кассы правой рукой и ставил их в верстатку.

Одновременно осуществлялась выключка строки с помощью пробельного материала - шпаций, размещаемых в межсловных промежутках.

Строение печатного станка и типографский процесс.

Печатный станок Гутенберга крайне несложен это простой деревянный винтовой пресс, который целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой.

Печатный стан, как механизм, передающий давление по винту от рукоятки есть не что иное, как давильный пресс, применявшийся в виноделии или в производстве набивной ткани.

Технология изготовления матриц и отливки шрифта напоминает технику зеркального производства той поры.

Главной частью печатного станка был дере вянный винт с нажимным рычагом - кукой. Снизу винт завершался четырехугольной прижимной плитой (тигелем, пианом). Поворотом рычага винт вместе с тигелем можно было поднять или опу стить.

Другой составной частью печатного станка была прикрепленная к нему направляющая станина: подвижной стол с кареткой - талером, приво димым в движение с помощью шнура, который на матывали на вал, снабженный рукояткой. На талере располагалась печатная форма с набором - одной, двумя или больше страниц набранного текста. На бор обматывали суровой ниткой, чтобы он не рас сыпался и вообще не разъезжался. Затем его смазы вали тонким слоем краски: эту работу выполнял специальный работник.

Краску он наносил при по мощи мацы, которую очищали и вымачивали в воде 7-8 часов, чтобы размягчить и сделать эластичной. Мацы приходилось часто менять, поскольку качество печати в большой мере зависело от глад кости нанесения краски. Все это отнимало немало времени, а потому, пока прессовщик отпечатывал один лист, его помощник готовил к печатанию дру гую форму.

Увлажненный лист бумаги укладывали не прямо на форму, а на тимпан (декель) - обтяну тую тканью или мягкой кожей раму, прикреплен ную шарнирами к талеру. Чтобы при этом бумага не рассыпалась и не сдвигалась при печатании, ее накалывали на две иглы посреди тимпана и, кроме того, накладывали сверху фрашкет - деревянную или железную раму с натянутой на нее бумагой или картоном, в котором было вырезано место, куда должен попасть печатаемый текст, и оставлены поля.

Фрашкет был прикреплен к тимпану шарни рами: они предохраняли поля бумаги, чтобы те не запачкались.

Подготовив должным образом печат ную форму и тимпан, его накладывали на форму, а талер задвигали под тигель пресса.

Прессовщик поворачивал рычаг и с силой прижимал бумагу к печатной форме. На ней появлялся оттиск. Тогда винт с тигелем поднимали, поворачивая рычаг в противоположную сторону, вынимали из-под прес са талер, поднимали фрашкет, снимали с тимпана отпечатанный лист и вывешивали его на просушку. Вся эта последовательность операций повторялась раз за разом до конца рабочего дня. С одного набора получали сотни оттисков.

Высушенные листы снова шли под пресс, чтобы получить оттиск на оборотной стороне. Затем их укладывали на дос ку, сверху накрывали другой доской и придавлива ли грузом в 40-50 фунтов, чтобы разгладить. Через 5-6 часов их вынимали, складывали в кипы, сорти ровали и отдавали в переплет.

Заключение.

Создателем европейской системы книгопечатания стал немецкий новатор Иоганн Гутенберг.

Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались до него. Нет никаких сведений о том, что Гутенберг был знаком с опытом китайцев и корейцев, а, очевидно, пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем. Таким образом, заслуга Гутенберг сводится к обобщению и систематизации существующих до него изобретений, воплотив на практике идею печатания книг, и явил миру первые, причем сразу же совершенные образцы изданий.

Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые це ны на книги и рентабельность работы.

Использование подвижных литер совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса. Об изобретении Гутенберга метко сказал Г.Х. Лихтенберг: 'Более, чем золото, изменил мир свинец, и более тот, что в типографских литерах, нежели тот, что в пулях'. Приложения.

Основные события в жизни Иоганна Гутенберга. Между 1394-1399 гг. - родился Иоганн Гутенберг. 15 августа 1411 г. - семья Фриле Генсфлайша, отца изобретателя, покидает Майнц. 1418-1420 гг. - учеба в Эрфуртском университете. 1430-1444 гг. - живет в Страсбурге. 1438-1439 гг. - изготовление зеркал в Страсбурге. 1439 г. - проводит в Страсбурге первые опыты книгопечатания. Около 1444 г. - печатает «Сивиллину книгу». 1444-1448 гг. - предполагаемые поездки в Авиньон (?), Базель и Голландию. 1445-1448 гг. - печатает первые донаты и календари. 1447 г. - печатает «Астрономический календарь». 1452-1455 гг. - 42-строчная Библия. 1454 г. - «Турецкий календарь». 1454-1455 гг. - кипрские индульгенции. 15 августа 1457 г. - псалтырь И. Фуста и П.Шеффера. 4 октября 1458 г. - ордонанс Карла VII о посылке Никола Жансона учиться у И. Гутенберга искусству книгопечатания. 1558-1560 гг. - печатает 36-строчную Библию (предположительно в Бамберге). 1460 г. - Католикон. 1561-1562 гг. - печатает индульгенции для монастыря Нойхаузен. 3 февраля 1468 г. - умер в Майнце, похоронен в церкви св.

Франциска. Рис. 1 . Библия бедных. > Рис. 2. 42-строчная Библия. > Рис. 3 . Печатный станок. > Библиографический список 1. Варбанец Н.В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе/ М., «Книга», 1980 2. Немировский Е.А. Иоганн Гутенберг/ М., «Наука», 1989 3. Немировский Е.А., Горбачевский Б.. Рождение книги/ М., «Советская Россия», 1957 4. Проскуряков В. Иоган Гутенберг/ М., «Ж.-Газет. объединение», 1933 5. Зилинг Э.В. Жизнь и деятельность Иоганна Гутенберга/ М., 1969 6. О.В.Андреева, Л.Л.Волкова, А.А.Говоров, Т.Г.Куприянова, А.Ю.Самарин, Р.А.Симонов, И.В.Тихомирова, О.Р.Хромов, Н.Е.Чекрыжова.