Управленческая психологияОбъект-люди, входящие в организацию. Предмет - психологические аспекты управленческой деятельности. Проблематика:1.Изучение особенностей личности руководителя и сотрудников организации;2. Псих .о собен . трудовой деятельн-ти;3. Псих .о собен . переработки инфо;4. Псих . а спекты общения, механ-змы восприятия чел. человеком, механ . влияния людей друг на друга;5. Формир . трудового кол-ва;6.Разрешен . к онфликтн . ситуаций;7.Псих. аспекты прин . упр . реш Отрасль психологии - предмет изучения Соц. псих . - п роявление личности, человека, его взаимодейств . с людьми, с группой, псих. совместимость. Педагогическая псих . - з акономер-ти развит. личн . в процессе обучен. воспит-я . Возрастная - закономерности развития норм-го здо-рового чел-ка от младенч . до старости. Детская - развит. сознания, - их процессов, деят-ти , всей личности растущего чел-ка , условия ускорения развития. трудаособенности трудовой деят-ти чел-ка , закономерности развития трудовых навыков, соотв. профессии. Инженерная - законом-ти процессов взаимодействия чел . и соврем. техники с целью использования их в практике. Медиц . – особен-ти деят-ти врача и поведения больного, - ие методы лечения. Военная - повед . чел . в услов . боевых действий. Патопсихологияотклонение в развитии психики, распад психики в различн . формах мозговой патологии. Парапсихолог . - п роявление и механизмы возникнов . « паранормальных » явлений. Юр. - особен-ти поведения участн . уголовн . процесса, пробл . повения и формир . личн . преступ . рекламынужды и ожидан . потреб-ей , воздейтв . на потребит. для увел. спроса. религи и - поним . и объяснен. поведения верующих или представ. конфессий Вопрос 3 1. Принцип объект . и сследования. Расмативает явлен . и предметы, какие они на смаом деле, ислед-ль регистрир . факты. 2.Принц. псих-го ед-ва . Изуч-ся люди в процессе их деят-ти , сопровожд-ся физиолог . и зменениями и наоборот. 3. Пр-п предварит . с оц-го анализа. исследуют современную ситуацию, для сравнения, что должно быть на самом деле. 4. Пр-п индивидуализации. Индивид . п одход к каждому участн . исследов-я , челену кол-ва. 5. Генетический пр-п . закономерности раскрыв . в процессе деят-ти . 6. Пр-п учёта ситуации. Один и тот же результ . может иметь различн . псих . с одержание и различн . принципы. Вопрос 4 методы Эксперимент-это изучение психических явлений в спец. созданных условиях. Суть эксперимента – проверка гипотезы. Тестизмерение количественных и качественных особенностей человека. Виды тестов: -т есты способн-й (измеряют развитие. св-в ).-тесты достижений( готовн . чел-ка к выполн . опред . деят .). -проективные (человеку даётся неопределённая, многозначная ситуация, он интерпретирует её исходя из собственного опыта и внутреннего мира, ассоциации, рассказ по картинке, рисование).- социметрич . тесты(отношение в кол-ве). Наблюдени е - систематическое и целенаправленное восприятие поведения человека для последующего его анализа и объяснения. Виды наблюдения: 1)по организации -неструктурированное - структуролизированное - есть чёткая цель, заранее создаётся план или протокол наблюдения. 2)по участию в наблюдении: -включённое -не включённое 3)по частоте проведения: -систематическое -разовое 4)по мессу проведения: - полевое (в естественных условиях) - лабораторное (в спец. созданных условиях). Недостатки: большие временные затраты, субъективный фактор, однократность проявления признака, трудность интерпретации данных. Вопрос 5 Опрос – это метод сбора инфо . со слов респондента при непосредственном или опосредов-ом взаимодействии с ним интервьюера. Виды: анкетировани е( раздаточное, почтовое, прессовое), интервью или беседа. Анализ документо вдок-ты используются с целью создания образа о человеке, заочного знакомства. Вопрос 6 Психика - это способность челка (человеческого мозга) активно отражать окружающий мир и самого себя в нём, строить картинку этого мира и регулировать собственное поведение. Псих . ч ел-ка явл . функ-ей мозга – составной части нервн . системы. Первичн . элемент-клетка .( аксон, тело, дентрита ). Состоит из головн . и спинного мозга. Нервн . сист . подразд . на центральную и переферическую . Функц . левго полушария: Хронологич . порядок; чтение карт, схем; запомин . имен, слов; речевая активн ., чувствит-ть к смыслу; виденье мира весёл . и легким; детальное восприятие. Правого полушария: Текущее время; конкретное пространство; запоминание образов, конкр . событий; эмоцион . активность; виденье мира мрачно; целостно образное восприятие. Структура: 1) псих .п роцессы:-познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление, речь, внимание, воображение).-эмоционально-волевые (чувства, любовь, долг, зависть, патриотизм). 2) св-ва личности (направленность, темперамент и способности). 3) псих .с остояния ( апатия,стресс,устойчивый интерес, творческий подъём,угнетение , страсть, бодрость).4) псих.образования ( характер,знания , убеждения, навыки, привычки,умения . Функ-ии : адаптация - приспособление; регуляция поведения и деятельности. Вопрос 7 Ощущения - Позн .П сих.Проц ., отражение отдельных св-в предметов при их непосредств-ом воздействии на органы чувств. Класифицир . анализатором: осезание , обоян ., слух, вкус, зрение. Сенсибилизация –р азвитие чувств., в результ . тренировок. Восприяти е - П.П.П.отражение целостного образа предмета при воздействии его на органы чувств. Св-ва восприятия: целостность –е диное целое; константность – постоян-во образа предмета(чел. в анфас, профиль); обобщенность –образ относится к классу с названием (все обобщено), предметность – восприн . как обособл . в пространстве и во вр . физ. тело. Типы: аналитическое ( вним . на отдельн . детали) и синтетическое (на предмет как единое целое). Вопрос 8 Внимание –с осредоточённость сознания чел. на определённых предметах при одновременном отвлечении от других. Факторы опред . направл-ть внимания: 1. внешн . раздражитель ( интенсивн . яркость, громкость). 2.деят-ть чел-ка (выдел . и нфо , которая интересна и понятна). Св-ва:1)объём (кол-во объектов одновр . находящ . в сознании 5-2); 2)концентрация (степень сосредоточения предмета); 3)распределение ( способн . выполн . одноврем . несколько действий и вести наблюдение за несколькими процессами); 4)отвлекаемость (колебание, переодич . ослаблен . в нимания); 5) переключ-ть ( переключ . внимания с 1 объекта на другой). Виды: произвольное ( целенапр ., осознано), непроизвольное, послепроизвольное (после воспртия возник . и нтерес, станови. непроизвольным). Вопрос 9 Памят ь - П.П.П. это процесс запечатления , сохранения и последующего воспроизвед . инфо . Виды: 1)по волевым усилиям :- произвольная ; -непроизвольная. 2)по времени хранения инфо .: -мгновенная(0,3-1сек.); -кратковременная(до нескольких минут); -оперативная(хранится на заранее заданный срок) -долговременна я( в течение всей жизни, объем не ограничен). Вообр .- П.П. П , создание нов. образов на основе прошл . воспоминаний, впечатлен.-основа творчества. Виды воображения: 1. непроизв . – с понтан ., сны, гипнозы; 2. Произвольн . –в оссоздающие, творческое; 3. Мечтапредвосхищение желаемого, будующего . Вопрос 10 Мышление - это процесс установления существенных св-в , связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира. избир . внимание –э то способн . чел-ка из однотипн . предметов выбирать, необходимые. Мыслительные операции осуществляются путём анализа, синтеза, сравнения, классификации, ассоциации. Виды: наглядно-действительное , наглядно-образное, словестно-логическое . Речь - это система используемых человеком звуковых сигналов и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации. Виды: -а ктивная(производит сам речевой поток, когда говорим, пишем и т.д.). –пассивная (слушание, чтение, зрение). Функции: знаковая, общения, интеллектуальная, коммуникативная Вопрос 11 Коммуникативная сторона общения. Невербальное общение . ( о бщение как обмен информацией) Ср-ва коммуникативного общения: вербальные ( словестные ) – передача инфо невербальные – передача отношения к партнёру по общению, служит ср-вом выражения псих . с остояния ч-ка , они вкл .: o кинесические ср-ва – зрительно воспринимаемые движением др. ч-ка , выполняющие выразительно-регулятивную фи-ию в общении o ср-ва общения, связанные с голосом o такесические ср-ва – тактильное воздействие o проксемические ср-ва – пространственная ориентация В стр-ру кинесических ср-в общения входят: мимика взгляд, визуальный контакт поза жесты походка К невербальным ср-вам , связанным с голосом, относят: просодика – общее названгие ритмико-интонациональных сторон речи экстралингвистика – включение в речь пауз, плача, кашля, смеха, вздохов Такесические ср-ва общения – динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя (биологически необходимая форма чел . о бщения). Зависит от: статус общающихся сторон возраст пол степень знакомства национальные обычаи, традиции Проксемические хар-ки – ориентация партнёров в момент общения, дистанция между людьми (определяется культурными и национальными факторами)
Особенности наших чувств: Чувства отличаются от познавательных процессов по содержанию (чувства – субъективны, их формировать горахдо сложнее, чем знания) Чувства качественно весьма разнообразны Н-р , ощущений всего 12 видов, а чувств десятки. Полярность чувств. Каждое чувство имеет свой антипод (свою противоположность): любовь и ненависть, радость и печаль и т.д. Пластичность чувств. Одна и та же причина вызывает разные чувства – кто-то радуется и ликует, а кто-то разочарован и печален. Чувства связаны с физиологическими процессами в организме и всегда сопровождаются изменениями деят-ти внутренних органов: НС , желез внутренней секреции и т.пд . Чувства находят в динамическом единстве с практической деят-тью . Хорошо спланированная и придуманная работа способствует мажорному настроению и высокопроизводительному труду. Эмоции универсальны для всех людей планеты, но есть определённые национальные различия, определяющиеся традициями и обычиями . Функциональное назначение эмоций и чувств. Ф-ия биологического индикатора – при помощи эмоций и чувств реальная действительность отражается в форме переживаний. Информационная ф-ия – т.к. эмоции и чувства помогают ориентировать ся в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зренрия их желательности или нежелательности, полезности или вредности. Регулятивная ф-ия – способствует мгновенное мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и сраданий ( н-р , человек попадающий в водоём, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций) Ф-ия «эмоционального памятника» - эмоции и чувства не только сопровождают другие псих . я вления, но обладают самостоятельной ценностью для личности – нужны индивиду сами по себе. Классификация эмоций и чувств. В зависимости от сложности, содержания, влияния на деят-ть , силы проявления. SHAPE * MERGEFORMAT
Волевые кач-ва формир-ся на протяжении жизни и деятел-ти человека. Волев . кач-ва личности: целеустремленност ь - способн . чел. подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; решительность –принят. своеврем . решений; инициат-ть – действов . творчески, отвечающи вр . и услов . активн . и сменная гибкость действ. и поступков; самостоятельность – способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Дисциплинарность – способность ч-ка соблюдать порядок, определённые правила. Самообладание – способность ч-ка управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Настойчивость – спос-ть ч-ка мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Энергичность – сп-ть ч-ка действовать быстро и с большим напряжением своих физ. и духовных сил. Исполнительность – сп-ть ч-ка активно, старательно и систематически испольнять принимаемые решения. Вопрос 14 Стресс - это эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и/или напряжённой обстановкой. Фрустрация – эмоцион . тяжелое переживан . чел-ка , своей неудачи, сопровожд . чувством безысходности, крушение надежд. Психологический стрессэто реакция человека на любое, предъявляемое ему требование, связанное с напряжениями его психики, направлена на преодоление трудностей и приспособление к измен-ся условиям. Методы саморегуляции : искусственная (на дыхании, вдо хмобелизир ., выдохрасслабляет); естественная ( постребн . самого организма –вкусная еда, слезы, сон). физич . релаксация (спортзал); методы оснаван . на воображ . (визуализации); самовнушение (аутотренинг). Вопрос 15 Личностьэто конкретный человек с индивидуальными своеобразными умственными, физ., эмоциональными особенностями, которые проявляются в деятельности человека. Составляющие личности: темперамент, характер, способности, потребностно-мотивационная сфера, эмоц .- волевая сфера, когнитивно-познавательная сфера. Личность и её стр-ра Человек рассматривается в психологии через несколько понятий. 1. ИНДИВИД – это человек, представитель человеческого рода, homo sapiens (человек разумный). 2. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – это своеобразие, неповторимость каждого конкретного человека. 3. ЛИЧНОСТЬ – становиться под влияние окружающей среды обучения и воспитания; проявляется в общественных связях и отношениях. Личность формируется прижизненно и явл . не только объектом и продуктом общественных отношений, но и активным субъектом деят-ти , общения, сознания, самосознания. Концепция динамической функциональной стр-ры личности. Эл-тами псих . с тр-ры личности явл . её псих. св-ва и особенности, которые можно рассматривать в разрезе 4 подструктур: биологической – возрастные, половые, иногда патологические св-ва и типы НС (темперамент, задатки, простейшие потребности) психологический – индивидуальные особенности психологических процессов (ощущение, восприятия, внимания, памяти, мышления), чувств и воли подстр-ры соц. опыта – умения, навыки, знания и привычки подстр-ры направленности личности – влечения, желания, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрения, личностные смыслы, интересы. Сейчас используется теория Павлова: нервная система бывает сильной и слабой, сильна яуравновешенной и неуравновешенной, уровновешанная - подвижной(сангвиник) и инертной(флегматик). Темперамен тврождённые индивидуальные псих. особенности человека, определяющие динамику протекания его псих. процессов и поведения. Сангвини кактивен, общительный и т.д. Холерик-активен , несдержанность, развита речь. Флегмати кснижена активн-ть , но работоспособен и вынослив, спокойный и т.д. Меланхоли кпереживателен , ответственен, обидчив, замкнут Учение о темпераменте. Псих . х ар-ки людей с разным типом темперамента. Учёт особенностей темперамента ч-ка в управленческой деят-ти . Темперамент – это индивидуально-псих . особенности ч-ка , определяющие динамику протекания его псих . п роцессов и поведения. В природе имеется 4 возможных соотношения и сочетаний и соответственно различают 4 типа ВНД (внешняя нервная деят-ть ): I тип: сильный – уравновешенный – подвижный – сангвиник; II тип: сильный – неуравновешенный – подвижный – холерик; III тип: сильный – уравновешенный – инертный – флегматик; IV тип: слабый – неуравновешенный – инертный или малоподвижный – меланхолик Динамическими проявлениями активности темперамента явл . след . п оказатели:
Холерик так же характеризуется высокой активностью с преобладанием возбуждения, резкости, яркости эмоциональных переживаний. Флегматик имеет сниженную активность во внешней деят-ти , но высокую выносливость, работоспособность, Поведение невыразительное, ровное. Меланхолик явл . менее выносливым, с трудом работает в условиях стресса, конфликта, перегрузки. Обладает хорошей концентрацией внимания, тревожностью, выражающейся в высоком чувстве ответственности и неутомимости. Вопрос 19 Способности: понятие, классификация. Проф. способности мен-ра . Способности – это способность псих . с в-в , которая служит условием успеха в определенной деят-ти . Всякая деят-ть требует от ч-ка обладания специфическими качествами, определяющими его пригодность к ней и обеспечивающими определённый ур-нь успешности ее выполнения. Классификация способностей: Способности ч-ка подразделяются на : природные (естественные) – биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей; специфические: o общие / специальные o теоретические / практические o учебные / творческие o способности к общению / предметно-деятельностные Общие определяют успехи ч-ка в различных видах деят-ти (умственные способности, память . р ечь, тонкость движений рук и т.д.) Специальные определяют успехи в отдельных видах деят-ти . Теоретические определяют склонность ч-ка к абстрактно-логическому мышлению Практические лежат в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Учебные влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения ч-ком знаний, умений, навыков, формирование кач-в личности. Творческие связаны с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Проф. способности мен-ра : Управленческая работа относится к числу таких видов чел . д еят-ти , которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деят-ти . В обобщённом виде требования, предъявляемые к личности мен-ра , можно пердъявить в след . в иде: умение управлять собой чёткие и ясные личные цели динамичное личное развитие способность принимать решения творчество в работе способность влиять на людей понимание специфики управленческого труда высокие организаторские способности способность обучать способность формировать и развивать коллектив Вопрос 20 Характер - это индивидуальное сочетание устойчивых псих .о собенностей личности. Определяет типичный для чел-ка способ поведения в различных условиях и отношение к действительности. Определённый характер имеет 1 или несколько доминирующих черт, а неопределённый не имеет выраженной доминанты, в разных ситуациях на 1 план выходят разные черты. Псих .с в-ва личн-ей , из которых складыв-ся характер и которые позволяют с известной вероятн-ю предугадать поведение человека в определ-х условиях называются чертами характера. Виды черт характера: волевые (целеустремлен., настойчивость, решительность, нерешит ., упрямство, трусость), моральные (правдивость, искренность, вежливость, внимательность, пунктуальн ., лживость), эмоциональные (вспыльчив., сдержан., обидчивость, нежность, страстность). Вопрос 22 Классификация соц .г рупп: 1)-первичные(семья). -вторичные 2) а )у словные(объединяются по опред-му признаку). б)реальные(существуют как общность). 3)а)постоянные. б)временные. 4)формальные и неформальные. 5)малые и большие. Малая группа - это немногочисленная по составу группа людей, члены которой объединены общей соц .д еят-ю и находятся непосредственно в личном общении. Минимальное кол-во человек-3, max -7-9, но могут быть исключения-школьный класс, студ .г руппа. Стадии развития малой группы: -п ервичного синтеза(знакомство). -дифференциации -интеграци и( образование общности). Неформальная структура малой группы: статус или позиция, роль, групповые ожидания, групповые нормы, групповые ценности. Любая орг-ия имеет формальную стр-ру и неформальную. Формальная стр-ра – это распределение обязанностей среди членов коллектива в зависимости от должности. Неформальная стр-р-это : 1. позиция / статус – это место индивида в системе групповой жизни 2. роль – выполнение определённых ф-ий членами коллектива 3. ожидание – шпион, рассказчик, тамада; между групповыми ожиданиями и ролями не редко возникают противоречия 4. групповые нормы – это определённые правила поведения, которые сложились в группе, которые разделяемы каждым членом группы / коллектива 5. групповые ценности – определённое отношение членов коллектива к соц. явлениям. Вопрос 24 Исследование межличностных отношений в коллективе. Социометрия как метод изучения межличностных и межгрупповых отношений. В психологии имеются некоторые методики, которые позволяют изучить особенности взаимоотношений в коллективе. I . Социометрия (Дж. Морено) Этапы: 1) Каждому члену коллектива, в котором все уже хорошо знают др. др. предполагается выбрать: a) несколько человек кого бы он хотел видеть в составе вновь организованной группы (желал бы совместно выполнить работу), к кому бы обратился за помощью, кого бы выбрал рук-лем , кого ба пригласил на ДР или другое b) несколько ч-к , кого бы не хотел выбрать рук-лем , пригласить на ДР и т.д. Этот этап называется «заполнение социометрических карточек».
Условные обозначения:
Вопрос 25, 26 Деловое общение представляет собой особую форму взаимодействия людей в процессе определенного вида трудовой деятельности, которая содействует установлению нормальной морально-психологической атмосферы труда и отношений партнерства между руководителями и подчиненными, между коллегами, создает условия для продуктивного сотрудничества людей в достижении значимых целей, обеспечивая успех общего дела. Предметом делового общения является дело, содержанием - социально-значимая совместная деятельность людей, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей по ее реализации. Цель делового общения - организация и оптимизация определенного вида совместной предметной деятельности. Под функциями делового общения понимают те роли и задачи, которые выполняет общение в процессе совместной деятельности людей: 1) информационная - процесс обмена информацией; 2) эмотивная - непосредственное выражение чувств, эмоций; 3) фатическая - установление контакта между людьми; 4) призывная - побуждение, просьба; 5) волюнтативная - воздействие, согласование, делегирование полномочий; 6) конативная - усвоение, понимание, знание этикета; 7) когнитивная - познавательная функция. Деловое общение - это, прежде всего, коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Под параметром понимается величина, характеризующая основное свойство устройства, системы. Параметрами делового общения являются: 1) содержательно-информационные: - повод для встречи; - тема разговора. 2) пространственная характеристика: - рабочая площадь; - количество людей, участвующих в общении. 3) временные параметры: - общая длительность общения; - последовательность. 4) частотный: - системность контакта. Категориями делового общения являются: включение и включенность. Включение - это уровень активности, с которого человек начинает свою деятельность. Включенность - уровень активности, которую личность сохраняет на протяжении всего контакта, общения. Деловое общение - это реальный процесс, процесс взаимосвязи и взаимовлияния людей, решающих задачи в результате совместной деятельности. Совместная деятельность - совокупность общегрупповых задач, в которой участвует общность. Способы делового общения: 1) коллективный (групповой); 2) парно-групповой; 3) индивидуальный. Деловое общение в управленческой деятельности позволяет руководителю осуществлять анализ взаимоотношений людей, форм контактов и средств их установления, способов включения человека в коллектив, факторов, определяющих его поведение в совместной деятельности. Таким образом, руководитель получает возможность объективно оценивать состояние функционирования системы и, при необходимости, принимать адекватное управленческое решение для перевода системы из одного состояния в другое, более высокое. В этом и заключается главная суть управленческой деятельности. Вопрос 28 Коммуникативные стр-ры орг-ии 1) Центральные: a) «Мельница» Общение – это установление или поддержание прямого или опосредованного контакта между людьми в процессе их взаимодействия. Общение предполагает взаимопонимание. Вопрос 28 Интерактивная сторона общения (общение как взаимодействие) Гл. содержание общения – воздействие на партнёра, взаимодействие, которое может быть ориентировано на контроль и понимание. Стратегия «контролёра» - стремление контролировать, управлять ситуацией, поведением других, желание доминировать Стратегия « понимателя » - стремление поняиь ситуацию и поведение других, желание лучше взаимодействовать, избегать конфликтов, т.е. соблюдение равенства партнёров. Общение осущ-ся по поводу того или иного предмета, хар-р общения определяется открытостью или закрытостью предметной позиции: открытость общения – способность выразить свою точку зрения на предмет и готовность учесть позиции других закрытость общения – неспособность или нежелание раскрывать свои позиции смешанные типы общения: o одна из сторон пытается выяснить позицию др., не раскрывая своей o один из собеседников открывает партнёру позиции, рассчитывая на помощь и не интересуясь его мнением. При выборе позиции общения следует учитывать: степень доверия к партнёру возможность последствия открытости общения Этапы общения: I. Установление контакта. Задача контактной фазы – побудить собеседника к общению и создать максимум возможностей для дальнейшего делового обсуждения и принятия решений. Правила установления контакта: продемонстрировать доброжелательность и открытость для общения словесное обращение (приветствие) не вступать в контакт, если собеседник занят II. Этап ориентации помогает определить стратегию и тактику делового общения, развить интерес к нему, вовлечь партнёра. Задачи этого этапа: вызвать интерес к предстоящей беседе и вовлечь собеседника в обсуждение выявить самооценку собеседника и сориентироваться в распределении рослей начать решение основной задачи общения На этом этапе сразу выясняют, каким по длительности будет разговор (свёрнутый, чёткий или развёрнутый, подробный). III. Активное обсуждение вопроса в непринуждённой атмосфере: шутка повышение эмоционального тонуса собеседника (похвала) включение собеседника в выполнение физ. действий (просьба помощи) С учётом самооценки партнёра, которую можно повысить или понизить, и правильного распределения ролей по принципу доминирование – подчинение возможных: «пристройка сверху» «пристройка снизу» «пристройка на равных» Для обсуждения проблемы необходимы вербальные навыки: умение слушать и умение говорить. IV. Принятие решения – определяется предыдущей стадией и логически вытекает из неё. V. Выход из контакта – его цель создать хорошее последнее впечатление (образ), что будет влиять на будущие деловые отношения. Вопрос 29 Перцептивная сторона общения (общение как восприятие) Термин «соц. перцепция» (соц. восприятие) впервые был введён американским учёным Дж. Брунером . Брунер экспериментально доказал, что восприятие как предметов, так и людей зависит от: 1. индивидуально-личностных факторов 2. социокультурных факторов (соц. происхождение, соц. статус ч-ка ) Восприятия социальное представляет собой целостный образ другого ч-ка , формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения. Основы восприятия незнакомых людей – соц. стереотипизация , т.е. восприятие явлений или людей как представителей той или иной соц. группы. При восприятии незнакомых людей могут быть допущены ошибки, обусловленные рядом факторов . Фактор превосходства – действует при неравенстве партнёров. Фактор привлекательности – склонность переоценивать внешне привлекательного ч-ка и недооценивать непривлекательного. Фактор отношения к нам – люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше, чем люди, относящиеся к нам плохо. Псих . м еханизмами восприятия людей, с которыми уже встречались, явл .: идентификация – уподобление себя ему; поставить себя на место другого и определить, как бы он действовал в подобной ситуации эмпатия – понимание на Ур-не чувств, стремление откликнуться на проблемы др. ч-ка рефлекси я – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнёром по общению. Ошибки восприятия : -э ффект Ореола (информация о человеке накладывается по заранее заданный образ); - стереотипизация ; -проекция(проекция человеку собственных чувств); факторы превосход-ва (неравенство, внешн . оформление); -факторы привлекат-ти ( переоц . внешне привлек.); -факторы отношения к нам (люди, хорош. к нам относящ ., оценив. выше, чем люди, относк нам плохо). Вопрос 30 Конфликтная ситуация - это такое стечение обстоятельств, которое объективно создаёт почву для развития конфликта, реального противоречия между людьми. Конфлик т - трудно разрешимое, часто связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Структура: 1)сторон ы( участники конфликта) 2)предмет конфликта(причина) 3) действия участников конфликта 4)исход (как каждый из участников представляет себе результат) 5)результат. Динамические хар-ки конфликта 1 – начальная фаза 2- фаза подъёма 3 – пик конфликта 4 – фаза спада Динамика конфликта U U – напряжение t - Время постконфликтный синдром 1 2 3 4 0 t Этапы конфликта: 1. возникновение объективной конфликтной ситуации; 2. осознание ситуации как конфликтной; 3. начало открытого конфликтного взаимодействия; 4. разрешение конфликта. Вопрос 31 Классификации и причины конфликтов Конфликты в зависимости от ур-ня , на котором происходит конфликт в стр-ре орг-ии . Эл-ты орг-ии можнол представить на диаграмме.
Варианты развития конфликта: 1. бурное лавинообразное: быстро достигает максимума, часто о причине конфликта люди забывают, конфликт переходит «на личности». 2. игровое/логическое: участники поочерёдно вступают в конфликтное взаимодействие как бы совершая ходы, конфликт проходит в любезной, вежливой форме. 3. конфликт взрывного характера: после периода скрытного негодования наступает период когда человек выплёскивает свои эмоции. 4. переход в хроническое состояние. Вопрос 33 «Окно Джогарри ». Открытие и закрытие пространства личности. В психологии известна интересная модель – «окно Джогарри », позволяющая представить, что каждый ч-к явл . носителем 4 пространств. Размеры этих информационных пространств (открытых и закрытых) могут меняться в зависимолсти от того, в каком состоянии находится общение (начало установления контактов или состояние близких взаимоотношений). Открытые и закрытые «пространства» личности Модель «окно Джогарри »
Размеры «пространств» личности в начале общения с др. ч-ком
|